2. Цели введения стандартов и задачи обеспечивающие достижение этих целей

2.1. СРО исходит их того, что все кооперативы - участники, разделяют развиваемую СРО идеологию и практику саморегулирования, объединены общественно полезной целью развивать финансовую взаимопомощь, распространить ее на возможно большее количество пайщиков, способствовать повышению уровня их жизни. Эта цель обеспечивается высокими профессиональными качествами и этическими принципа кооперативов – участников.

Стандарты вводятся для закрепления и развития профессиональных качеств и этических принципов. В частности, цели стандартов и обеспечивающие их задачи сгруппированы по следующим ключевым направлениям:

2.1.1.Содействие достижению уставных, социально значимых  целей и задач СРО и кооперативов – участников, повышению престижа и уровня доверия к кредитной кооперации, признания кредитных кооперативов как эффективных, надежных и доступных финансовых институтов.

Эта цель обеспечивается решением следующих задач:

  • Обеспечение беспрепятственного доступа к информации о СРО и обо всех кооперативах-участниках.
  • Обеспечение прозрачности и достоверности показателей деятельности входящих в партнерство кредитных кооперативов. 
  • Популяризация элементов лучшего опыта кредитной кооперации, распространение апробированных на практике организационных и управленческих моделей, условий участия в финансовой взаимопомощи, потребления кредитных и сберегательных продуктов.
  • Защита прав пайщиков – потребителей финансовых услуг, предоставляемых кредитными кооперативами.
  • Выявление, систематизация и пресечение недобросовестных практик, которые могут причинить имущественный ущерб пайщиков и негативно отразиться на репутации института кредитной кооперации. 

2.1.2. Развитие открытых и понятных режимов взаимоотношений  кооперативов – участников между собой, со своими пайщиками, с членами органов, должностными лицами и сотрудниками1 СРО и иными контрагентами.

Эта цель обеспечивается решением следующих задач:

  • Определение правил и процедур взаимоотношений кооперативов – участников между собой, с членами органов, должностными лицами и сотрудниками СРО, исключающие любые проявления недобросовестной конкуренции, злоупотребления правом, угрозу причинения материального и морального вреда, совершения действий, противоречащих общественной нравственности, публичному порядку, корпоративной и межличностной этики.
  • Обеспечение единообразного и правильного применения кооперативами – участниками, их должностными лицами, равно как и членами органов, должностными лицами и сотрудниками СРО установленных стандартом норм профессиональной деятельности и деловой этики.
  • Развитие финансовой грамотности в среде пайщиков кооперативов, запрет на искажение или замалчивание условий участия в финансовой взаимопомощи, эксплуатирующий недостаточность специального опыта и знаний пайщиков.

Систематизация и унификация деятельности кооперативов на основе стандартов отвечает интересам развития кредитной кооперации в характерных «нишах» финансового рынка – среди адресных социальных групп пайщиков с умеренными доходами, ограниченных в доступе к традиционному банковскому обслуживанию.

2.1.3. Предупреждение и своевременное выявление нарушений кооперативами – участниками норм профессиональной деятельности и деловой этики, прав пайщиков этих кооператив и других их контрагентов.

Эта цель обеспечивается решением следующих задач:

  • Регулярным контролем  за соблюдением кооперативами - участниками требований федеральных законов, регулирующих деятельность в сфере финансового рынка, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных актов Банка России, базовых стандартов, внутренних стандартов и иных внутренних документов СРО.
  •  Своевременное применение мер по фактам дисциплинарных нарушений, реагирование на все случаи неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей органами и сотрудниками кооперативов, членами органов, должностными лицами и сотрудниками СРО.
  • Оценка причин и последствий дисциплинарных нарушений, их обобщение и типологизация для последующей разработки внутренних стандартов, правил и методических рекомендаций, предупреждающих угрозу их возникновения.
  • Выявление и обобщение признаков недобросовестных практик, осуществляемых кооперативами, применение мер по пресечению таких практик, угрозы их распространения.
  • Выявление признаков «мнимого» применения формы кредитного кооператива для осуществления узкокорыстной коммерческой деятельности вразрез с принципами организации  финансовой взаимопомощи. Ограничение участия в СРО кооперативов, несущих такие признаки и пресечение подобной деятельности кооперативами – участниками.

2.1.4. Стимулирование соблюдение стандартов кооперативами – участниками, посредством политики поощрения  и санкций.

Эта цель обеспечивается решением следующих задач:

  • Сбор и обобщение информации о практике соблюдения кооперативами – участниками норм профессиональной деятельности и деловой этики.
  • Определение и применения мер поощрения кооперативов – участников, соблюдающих профессиональные стандарты и этические нормы.
  • Определение условий и порядка применения дисциплинарных мер по отношению к кооперативам – участникам, членами органов, должностными лицами и сотрудниками СРО допустившим нарушения режимов деятельности, установленных законодательством,  нормативными актами Банка России, базовыми стандартами, внутренними стандартами и иными внутренними документами СРО.

2.2. Кооперативы – участники во взаимоотношениях между собой, своими пайщиками и третьими лицами, членами органов, должностными лицами и сотрудниками СРО не могут руководствоваться менее требовательными, чем установленные стандартами нормами профессиональной деятельности и деловой этики.

2.3. Кооперативы – участники могут устанавливать для себя повышенные, по сравнению с установленными стандартами, нормы профессиональной деятельности и деловой этики, пропагандировать их распространение среди кооперативов- участников, предлагать закрепление таких норм во внутренних стандартах и иных внутренних  документах СРО.


1 Здесь и далее под «сотрудником» понимается как штатный работник СРО, так и индивидуальный предприниматель – консультант, привлекаемый на основании гражданско-правового договора для обеспечения деятельности СРО.