4.2. Стандарты профессиональной деятельности

4.2.1. Легитимность.

Руководствуясь обеспечением интересов своих пайщиков, кооперативы – участники должны соблюдать законодательно, нормативно и стандартно установленные требования, следовать принятым в СРО корпоративным процедурам и внутренним регламентам осуществления деятельности.

Кооперативы – участники, ни при каких обстоятельствах не могут сознательно нарушать или способствовать нарушению законодательно, нормативно и стандартно установленные требования, принятые в СРО корпоративные процедуры и внутренние регламенты осуществления деятельности

Кооперативы – участники должны разъяснять пайщикам их права, обязанности и ответственность, обеспечивать соблюдение этих прав, в т.ч. гарантированных законодательством, базовыми и внутренними стандартами СРО права потребителей.

Участвуя в осуществлении программ социальной направленности, принятых в соответствии с федеральным и региональным законодательством, обеспечивать достижение законодательно установленных целей таких программ.

Во взаимоотношениях с органами, должностными лицами и сотрудниками СРО придерживаться законодательно, нормативно, стандартно установленных регламентов и общих принципов деловой этики. Любое отступление от установленного порядка такого взаимодействия дает основание для применения антикоррупционных процедур. 

4.2.2. Честность.

Руководство и персонал кооперативов – участников должны быть честны во взаимоотношениях со своими пайщиками и иными контрагентами в процессе осуществления деятельности. В частности, кредитные кооперативы должны:

  • Разъяснять права и обязанности пайщиков, происходящие из условий членства в кооперативе, характер и условия исполнения обязательств  по предоставленным кооперативом займам, обеспечиваемые кооперативу реальные гарантии возврата привлеченных от пайщиков личных сбережений, предоставлять им иные сведения, необходимые для принятия разумного и обоснованного решения.
  • Во взаимоотношениях с действующими пайщиками и лицами, намеренными вступить в кооператив, раскрывать информацию о финансовом положении кооператива, состоянии его активов и обязательств, вероятности наступления и режимам исполнения субсидиарной ответственности по обязательствам кооператива.
  • Во взаимоотношениях с органами, должностными лицами и сотрудниками СРО не допускать искажения отчетной и иной информации, дающей представление о характере деятельности  кооператива, его финансовом положении, соблюдении требований законодательства, нормативных актов Банка России, базовых стандартов, внутренних стандартов и иных внутренних документов СРО. 
  • Во взаимоотношениях с внешними контрагентами раскрывать информацию о природе намечаемых к совершению сделок, источниках их обеспечения и гарантиях исполнения обязательств по таким сделкам.

Пунктом 11.4 Устава СРО оговорен запрет на осуществление кооперативами – участниками и иными членами СРО:

  • Деятельности в ущерб другим членам СРО, иным кредитным кооперативам и третьим лицам.
  • Имеющий признаки недобросовестной конкуренции.
  • Действий, причиняющих моральный вред или ущерб пайщикам кооперативов.

4.2.3. Деятельность в интересах повышения благосостояния пайщиков.

Действуя в интересах повышения благосостояния пайщиков, кооператив должен соблюдать пруденциальные принципы осмотрительности и осторожности, обеспечивающие финансовую стабильность кооператива.

  1. В отношениях с пайщиками заемщиками, заинтересованными в привлечении средств фонда финансовой взаимопомощи, кооператив – участник должен:
  • Оценить реальный уровень финансовых потребностей такого пайщика,  возможность удовлетворения этих потребностей за счет заемных средств, уровень платежеспособности, действенность предложенных способов обеспечения исполнения  обязательств.
  • При заключении  договора займа оговорить все его существенные условия. Не допускать включения в договор не соответствующих закону условий, ущемляющих права пайщика. 
  • Оценить экономические или социальные выгоды, которые может извлечь пайщик в результате пользования займом и степень его мотивации в привлечении заемных средств.
  • Соотнести платежи по займу с реально располагаемыми индивидуальными или семейными доходами и с потоками, формирующими эти доходы. Не допускать превышение размера регулярного платежа по займу уровня, при котором может быть нарушен сложившийся уровень материального благополучия пайщика или его семьи и возникает угроза просрочек в погашении  и последующего невозврата займа.
  • Взаимодействовать с пайщиком в период пользования займом и, при возникновении непредвиденных проблемных ситуаций, совместно с пайщиком прилагать усилия для их преодоления.
  • Соблюдать установленные ограничения полной стоимости потребительского займа, предельные ставки по ипотечным займами, иные законодательно, нормативно и стандартно установленные ограничения в сфере кредитования.
  • Не допускать преференций в условиях предоставления, использования и погашения займов для отдельных лиц и групп пайщиков, в т.ч. и для сотрудников кооператива, обеспечивая равенство доступа всех пайщиков к участию в финансовой взаимопомощи.
  1. В отношениях с пайщиками сберегателями, доверивших кооперативу свои личные сбережения, кооператив – участник должен:
  • Обеспечить возможно более полное размещение привлеченных средств в займы пайщикам, обеспечивая интересы таких пайщиков в их сохранении и приумножении.
  • Контролировать кредитные риски, формировать резерв возмещения потерь от невозврата займов (РВПЗ), минимизирующий риск не исполнения кооперативом обязательств по привлеченным личным сбережениям.
  • Не привлекать сбережения по ставке дохода, превышающей максимальный уровень доходности, установленный п. 3.8.2 «Базового стандарта совершения КПК операций на финансовом рынке». При передаче личных сбережений оговорить все его существенные условия. Не допускать включения в договор не соответствующих закону условий, ущемляющих права пайщика. Своевременно и в полной мере, исполнять установленные договорами обязанности по выплате дохода (компенсации) за использование личных сбережений  и по их возврату.
  • Обеспечивать по возможности, свободу распоряжения пайщиком личными сбережениями в период действия договора, понимая, что такая свобода особенно ценна в социальных группах с умеренными доходами, к которым  относится основная масса пайщиков кооператива.
  • Не допускать не разрешенных законом отвлечений привлеченных средств на цели, не связанные с выдачей займов, а из разрешенных возможностей вложений выбирать наименее рискованные. Соблюдать предельные уровни концентрации кредитных и сберегательных рисков, установленных финансовыми нормативами ФН2 и ФН3.

4.2.4. Конфиденциальность.

Кооперативы – участники, члены органов, должностные лица и сотрудник и СРО  обязаны сохранять конфиденциальность служебной информации и обеспечивать защиту такой информации от несанкционированного доступа, распространения, утраты.

Статьей 47 «Положения о мерах дисциплинарного воздействия по отношению к кредитным кооперативам – членам Ассоциации СРО «Содействие»1 оговорен состав мер, предусмотренных ст. 192 ТК РФ, которые могут быть применены к членам органов, должностным лицам и сотрудникам СРО, виновным в несанкционированном разглашении конфиденциальной служебной информации.

4.2.5. Недопустимость  искажения фактов.

Кооперативы- участники не должны делать письменные и устные заявления и распространять информацию, неверно представляющую:

  • Условия членства в кооперативе, права и обязанности пайщиков.
  • Условия участия в финансовой взаимопомощи.
  • Финансовое положение кооператива.

Статьей 38 «Положения о мерах…», искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности влечет наложение штрафа в размере от 0,05 до 0,1% от общей суммы дебиторской задолженности по предоставленным кооперативом займам.

Пунктом 44.2 «Положения о мерах…», намеренное введение пайщика в заблуждение квалифицируется как нарушение прав потребителей, что является отягчающим обстоятельством дисциплинарного нарушения, предусматривающее применение более жестких мер, вплоть до исключения кооператива из СРО.

4.2.6. Гласность и публичность

Кооперативы – участники, органы и должностные лица СРО обеспечивают беспрепятственный доступ к информации о базовых стандартах, принятых в СРО внутренних стандартах и правилах, в том числе определяющих нормы профессиональной деятельности и деловой этики, систематически совершенствуют эти стандарты и правила.

Информация о допущенных кооперативами  - участниками нарушениях и примененных к ним мерах, равно как и об осуществляемых ими безупречных практиках и принимаемых мерах поощрения, публикуется на официальном сайте СРО в открытом доступе для всех заинтересованных лиц.

            Кооператив - участник, подвергшийся критике или дисциплинарному взысканию за нарушение норм профессиональной деятельности и деловой этики, имеет право на защиту своих интересов и репутации, в том числе, путем проведения объективного публичного расследования вменяемых ему нарушений. Такое расследование проводит по его заявлению дисциплинарная комиссия или правление, куда он может обратиться с жалобой на неудовлетворяющее его решение дисциплинарной комиссии. В отношении материалов расследования, не подлежащих огласке, СРО обеспечивает режим конфиденциальности.


1 При дальнейшем изложении – «Положение о мерах».