5. Параметры типового плана восстановления платежеспособности по основанию, предусмотренному п.1, ч.1, ст. 189.2 Закона № 127-ФЗ в связи с неоднократным нарушением кооперативом финансовых нормативов.

А. Основные мероприятия.

5.1. Увеличение объемов целевого финансирования.

Предусматриваемые типовым планом контрмеры направлены на увеличение располагаемых кооперативом объемов целевого финансирования по своему составу идентичны краткосрочным мерам, описанным и прокомментированным в подразделе 3.1.

В целом, реализация таких мер способствует  увеличению объема располагаемых кооперативом средств, не обремененных обязательствами. Это впрямую способствует  улучшению соотношения ликвидности, регламентируемого нормативом ФН7.

Увеличение объемов целевого финансирования может помочь  формировании резерва, образуемого из источников, предусмотренных п.16, ч.3, ст. 1, Закона № 190-ФЗ и в восстановлении норматива ФН1.

Меры предусмотренные п.п. 1.3, 1.4, направленные на увеличение объема вносимых пайщиками добровольных паевых взносов и увеличение размера обязательного паевого взноса помогут соблюдению норматива достаточности паевого фонда ФН4.

 5.2. Изменение структуры оборотных активов.

  5.2.1. Увеличение (сокращение) доли долгосрочных займов. В целях соблюдения норматива ликвидности ФН8, актуально сокращение доли долгосрочных займов.  Норматив ФН8 регулирует соотношение между суммой денежных требований по предоставленных кооперативом займам и суммой денежных обязательств по привлеченным средствам, срок исполнения которых наступает в течение ближайших 12 месяцев. Угроза нарушения этого норматива возникает, если кооператив, привлекая сбережения на короткий срок (до 1 года), размещает привлеченные средства в средне и долгосрочные займы с периодом погашения, превышающем 12 месяцев.  

Сокращение доли долгосрочных займов увеличивает оборачиваемость портфеля дебиторской задолженности и сумму займов, причитающуюся к погашению в течение ближайшего года. Если при этом средства пайщиков привлекаются кооперативом на более длительный срок, отношение суммы краткосрочных требований к краткосрочным обязательствам будет заведомо выше минимального 75% предела, установленного п. 1.16 Указания № 3916-У.

Рекомендация:

Увеличение суммы денежных требований, ожидаемых к погашению в течение 12 месяцев может быть обеспечено не только номинальным увеличением доли краткосрочных займов, но и изменением графиков погашения средне и долгосрочных займов. Даже если заем предоставлен на длительный срок, следует интенсифицировать график его погашения. Если платежи в погашение и обслуживание займа будут вноситься заемщиком ежемесячно, это, с одной стороны, оптимизирует долговую нагрузку на заемщика, а с другой – увеличит текущие притоки и повысит оборачиваемость дебиторской задолженности. Кроме этого, это поможет раннему выявлению и своевременной реакции на возможные просрочки.

В целях повышения интенсивности режимов погашения рекомендуется исключить из договоров займа любые условия, ограничивающие заемщика в праве на досрочный возврат займа полностью или в части, в частности, условие о предварительном уведомлении кооператива об этом, допускаемое п.2, ст. 810 ГК РФ и ч.4, ст. 14 Закона № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)».

Обратный эффект повышенной оборачиваемости дебиторской задолженности связан с ростом операционных расходов, связанных с поиском и оценкой новых заемщиков. В определенной степени, повышение оборачиваемости портфеля займов может быть ограничено умеренным спросом на краткосрочные займы, высоким конкурентным давлением и «перекредитованностью» потенциальных заемщиков. В свою очередь, это создает избыточную ликвидность, провоцируя снижение поступлений и риск утраты платежеспособности.

Поэтому восстанавливая и впоследствии соблюдая соотношение между суммой краткосрочных требований и обязательств, регламентированное нормативом ФН8, следует, наряду с краткосрочными, развивать средне и долгосрочные кредитные продукты.

 Рекомендация:

В целях номинального увеличения доли краткосрочных займов рекомендуется при предоставлении среднесрочных займов с годичным периодом погашения, устанавливать в договоре срок, меньше года, (например 360 дней). Благодаря этому, дебиторская задолженность по среднесрочным займам уже в момент выдачи будет учитываться в составе краткосрочной, увеличивая числитель формулы расчета норматива ФН8.

5.2.2. Сокращение доли займов, предоставленных аффилированным лицам. Это мероприятие актуально для восстановления и последующего соблюдения норматива ФН3, ограничивающего максимальную сумму кредитных рисков по займам, предоставленным одному или группе аффилированных пайщиков. Как разъяснено письмом ГУРМ и МФД Банка России от 5.10.2016 № 56-21/24801, расчет норматива ФНЗ проводится по доли дебиторской задолженности приходящейся на одного и группу аффилированных пайщиков, а затем выбирается - максимальное,  из полученных значений. Поэтому наряду со снижением доли займов, предоставленных аффилированным лицам, может рассматриваться возможность снижения доли дебиторской задолженности, приходящейся на одного пайщика, если такая доля избыточна по отношению к предельному уровню, установленному п. 1.6 Указания № 3916-У.

Во многом, нарушение норматива ФН3 провоцируется задолженностью по длящимся договорам займа, заключенным до вступления в силу Указания № 3916-У, когда действовал иной порядок расчета этого норматива. В соответствии с п.1, ст. 310 , п.1, ст. 450 ГК РФ, Кооператив не имеет права в одностороннем порядке требовать изменения условий договора, а именно – требовать досрочного возврата займов (полностью или в части) предоставленных одному или группе аффилированных пайщиков. Поэтому снижение избыточной доли дебиторской задолженности может быть обеспечено переговорами с пайщиками, концентрирующими кредитные риски, ограничиваемые нормативом ФН3.

 Примечание:

  1. Указание № 3916-У вступило в силу с 23.02.2016 г., поэтому основная масса договоров займа, заключенных до этой даты уже погашена. В силу регулярных режимов погашения, задолженность по договорам займа, срок действия которых не истек,  также постоянно снижется. 
  2. В соответствии с абз.5, ст. 4 Закона РСФСР № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», аффилированными лицами кооператива являются его единоличный исполнительный орган и члены правления. В силу п.3, ст. 53 ГК РФ, эти лица должны действовать в интересах кооператива  добросовестно и разумно, исходя из понимания необходимости  соблюдения установленных законом финансовых нормативов. Поэтому необходимость досрочного погашения избыточной части дебиторской задолженности должна быть воспринята ими с пониманием. Аналогично, пайщик,  у которого сконцентрированы максимальные кредитные риски, является лицом, пользующимся особым доверием кооператива. Поэтому кооператив вправе рассчитывать на его понимание и участие в восстановлении норматива ФН3.        

В случае, если в результате переговоров с пайщиками, концентрирующими максимальные кредитные риски, не удастся восстановить  нормируемое значение норматива ФН3, кооператив может принять решение о прекращении членства одного или группы таких пайщиков. При этом, в силу п.4, ч.2, ст. 13 Закона № 190-ФЗ, прекративший членство пайщик «должен досрочно возвратить полученные от кооператива займы», что обеспечит восстановление норматива ФН3.  

Рекомендуемое дополнение раздела 5.2 «Изменение структуры оборотных активов».

5.2.3. Увеличение доли средне и долгосрочных займов в дебиторской задолженности по займам, предоставленным пайщикам и кредит ному кооперативу второго уровня.

Нормируемое значение норматива ФН3 может быть также восстановлено за счет увеличения знаменателя ЗЗ – «общего размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с предоставлением займов …. пайщикам и кредитным кооперативам второго уровня». Увеличение общего размера дебиторской задолженности может быть обеспечено последовательным наращиванием доли средне и долгосрочных займов. Следует иметь в виду, что сопряженное с этим снижение цикличности портфеля займов может негативно сказаться на показателе краткосрочной ликвидности, регулируемом нормативом ФН8 и уровне риска портфеля.

Примечание:

Повышенный риск в секторе долго и среднесрочных займов объективно обусловлен в начальные периоды, когда графиком предусматривается погашение только процентов или процентов и незначительной части основного долга. Это характерно для т.н. «льготных» периодов кредитования и схем погашения займа аннуитетными платежами. В таких случаях возможные затруднения заемщика в погашении основного долга не проявляются сразу и увеличивают риск последующего возникновения проблемной задолженности. Такой риск в определенной степени компенсируется повышенными требованиями к обеспечению исполнения заемщиком обязательств по долго и среднесрочным займам.           

Если кооператив располагает свободными денежными средствами, но испытывает недостаток спроса на займы со стороны своих пайщиков, он может предоставить заем кредитному кооперативу второго уровня, членом которого он является. Увеличивая таким образом общий размер дебиторской задолженности по займам следует соблюдать норматив ФН6, ограничивающий предельной соотношение суммы займов, предоставленных кредитному кооперативу второго уровня к общей сумме привлеченных кооперативом средств. 

5.3. Изменение среднесрочных и долгосрочных обязательств в структуре пассивов.

5.3.1. Заключение договоров привлечения средств пайщиков на срок, превышающий 12 месяцев. Этот способ способствует снижению знаменателя формулы расчета норматива ФН8 - суммы краткосрочных требований, причитающихся к погашению в течение 12 месяцев и обеспечению рациональных текущих соотношений краткосрочных активов и обязательств. В свою очередь, снижение суммы текущих требований повышает финансовую стабильность кооператива и свободу осуществления им кредитной политики. Привлекая средства с отсроченными сроками погашения, кооператив может направить их на финансирование долго и среднесрочных займов, диверсифицируя портфель и снижая, таким образом, секторальные кредитные риски.

Это направление, как средство восстановление платежеспособности кооператива детально описано и  прокомментировано в п. 3.3.1.

Примечание:

  1. Даже при том, что все сбережения привлекаются кооперативом на длительные сроки, возможна ситуация, когда срок возврата основной массы таких сбережений придется на текущий двенадцатимесячный период. Для предупреждения такой ситуации следует уже на стадии привлечения сбережений «разносить» планируемые сроки их возврата с тем, чтобы перманентно поддерживать норматив ФН8 и избегать пиковых нагрузок в предстоящие периоды возврата привлеченных средств.
  2. Следует снимать закономерную настороженность пайщиков, передающих сбережения на длительный срок предоставлением им различных преференций, как повышение ставки дохода за использование личных сбережений в зависимости от срока их размещения, более интенсивный режим начисления и возможность капитализации дохода, право досрочного изъятия личных сбережений полностью или в части в период действия договора, право на получение целевого займа при накоплении квотируемой суммы сбережений и пр.

Даже если средства пайщиков привлекаются на год, рекомендуется согласовывать в договоре несколько больший срок (370, 380 дней, 13 мес. и пр.). Обязательства по таким договорам на дату их заключения будут учитываться в составе долгосрочных, что поможет соблюдению норматива ФН8.       

5.3.2. Перевод краткосрочных обязательств в долгосрочные путем заключения дополнительных соглашений со сберегателями о продлении срока возврата личных сбережений.

В целях восстановления нормативных соотношений этот метод актуален для уменьшения доли краткосрочных требований и соблюдения, таким образом, норматива ФН8. При расчете иных финансовых нормативов подразделение структуры обязательств на долго и краткосрочные, не актуально.

Это направление, как средство восстановление платежеспособности кооператива детально описано и  прокомментировано в п. 3.3.2.

5.3.3. Снижение доли средств, привлеченных от аффилированных лиц актуально в целях восстановления норматива ФН2, регулирующего максимальный уровень т.н. «сберегательных рисков», приходящихся на одного или группу аффилированных пайщиков. Поэтому наряду со снижением доли средств, привлеченных от группы аффилированных пайщиков, следует привести к нормируемому значению и сумму средств, привлеченных от одного пайщика в случае, если она превышает максимальный предел, установленный нормативом ФН2.   

Так же как и в целях восстановления норматива ФН3 (п. 5.2.2), восстановление норматива ФН2 может быть обеспечено за счет уменьшения избыточной доли средств, привлеченных от одного или группы аффилированных пайщиков на основе согласованного с ними изменения условий ранее заключенных договоров. Сумма привлеченных средств может быть уменьшена путем досрочного расторжения договора, возврата части переданных кооперативу средств в период действия договора, конвертации части личных сбережений в паенакопления, перевода сбережений полностью или в части на близких родственников или иных лиц, также являющихся пайщиками кооператива и связанных с пайщиком – сберегателем доверительными отношениями.

Примечание:

Поскольку изменение условий первоначального договора, на основании которого кооперативом были привлечены денежные средства происходит по инициативе кооператива в целях восстановления своей платежеспособности, оно не должно сопровождаться применением санкций и иных ограничений, связанных с досрочным возвратом привлеченных средств, даже если такие санкции и ограничения предусмотрены условиями соответствующих договоров и «Положением о порядке и об условиях привлечения денежных средств пайщиков».   

В случае, если в результате переговоров с пайщиками, концентрирующими максимальные сберегательные риски, не удастся восстановить  нормируемое значение норматива ФН2, кооператив может принять решение о прекращении членства одного или группы таких пайщиков. При этом, на основании условия договора, предусмотренного ч.5, ст. 30 Закона № 190-ФЗ,  ему досрочно возвращаются личные сбережения.  

Рекомендуемое дополнение раздела 5.3 «Изменение среднесрочных и долгосрочных обязательств в структуре пассивов».

5.3.4. Увеличение суммы средств, привлеченных от пайщиков кооператива.

Нормируемое значение норматива ФН2 может быть также восстановлено за счет увеличения знаменателя ЗПЧ – «общего размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с привлечением кооперативом денежных средств …. пайщиков...». Увеличение суммы привлеченных от пайщиков средств может быть обеспечено повышением привлекательности условий привлечений, развитием долго и среднесрочных сберегательных и ссудо-сберегательных программ.

Примечание:

Следует иметь в виду, что увеличение суммы средств, привлеченных от пайщиков кооператива:

  • Потребует увеличения объема резервного фонда в целях соблюдения норматива резервирования ФН1.
  • Потребует увеличения размера паевого фонда в целях соблюдения норматива достаточности паевого фонда ФН4.
  • Позволит увеличить предельную сумму средств, которую кооператив может привлечь от лиц, не являющихся его членами, ограниченную финансовым нормативом ФН5.
  • Позволит увеличить предельную сумму займов,  которую кооператив может предоставить кредитному кооперативу второго уровня, ограниченную финансовым нормативом ФН6.
  • Потребует увеличения суммы денежных средств, дебиторской задолженности по займам и средств, размещенных в государственные и муниципальные ценные бумаги в целях соблюдения норматива ФН7.
  • Может сказаться на соблюдении соотношении краткосрочных требований и обязательств, регламентированном нормативом ФН8.

  5.3.5. Снижение доли средств, привлеченных от иных юридических лиц (не пайщиков).

5.3.6. Снижение доли займов, привлеченных от кредитного кооператива второго уровня.

Эти направления плана восстановления платежеспособности актуальны для кооперативов, превысивших предельно допустимую 50% долю средств, привлеченных от лиц, не являющихся пайщиками по отношению к средствам, привлеченных от пайщиков и нарушивших, тем самым, норматив ФН5. Такое нарушение не характерно для большинства кооперативов, организующих финансовую взаимопомощь за счет средств, привлеченных от пайщиков и, как правило, не располагающих возможностями привлечения средств из сторонних источников, определенных ч.6, ст. 6 Закона № 190-ФЗ.

В случае, если  50%-ое  соотношение, регламентированное нормативом ФН5, все же было нарушено кооперативом, он может снизить избыточную долю средств, привлеченных от сторонних организаций двояко:

  • Досрочно возвратив избыточную долю средств, привлеченных от лиц, не являющихся пайщиками.
  • Увеличив сумму средств, привлеченных от пайщиков способами и с учетом возможных ограничений, описанных в п. 5.3.4. 

Примечание:

Развивая это направление в целях соблюдения финансового норматива ФН5, следует иметь в виду, что возможности привлечения средств от лиц не являющихся пайщиками и получение займов от кредитного кооператива второго уровня определены п.п. 3.3.3. и 3.3.4. как способы восстановления платежеспособности при возникновений общих оснований для применения мер по предупреждению банкротства кооператива.    

5.4. Изменение организационной структуры

5.4.1. Внедрение системы (в т.ч. материальной) мотивации сотрудников, осуществляющих работу с потенциальными заемщиками. Система мотивации сотрудников может строиться на политике поощрения в зависимости от количества вновь привлеченных пайщиков, сопровождаемых активных пайщиков, оцененных займов, по которым были приняты положительные решения комитета по займам. Ограничения мотивационной системы связываются с наличием просрочек в погашении сопровождаемых  и эффективности взаимодействия с просрочившими заемщиками.

5.4.2. Повышение зоны ответственности сотрудников строится на сочетании функциональной специализации с политикой совмещения функций       . Например, не зависимо от занимаемой должности, сотрудник может нести ответственность за поддержание взаимодействия с закрепленным за ним пайщиками не только в период пользования займов, но и в течение всего периода его членства в кооперативе.   

5.4.3. Привлечение высококвалифиированных сотрудников. Эта опция зависит от наличии высококвалифицированных сотрудников в местах осуществления деятельности кооператива, способности кооператива оплачивать труд таких сотрудников и самого определения «высокой квалификации», применительно к обслуживанию организуемой кооперативом финансовой взаимопомощи. Более реалистичной и продуктивной представляется возможность повышения квалификации действующих работников, описанная и прокомментированная в п. 3.6.4.

5.4.4. Сокращение деятельности структурных подразделений КПК (филиалов, представительств и иных обособленных подразделений). Способ описан и прокомментирован в п. 3.5.3 в составе организационных мер, рекомендуемых в связи с  устранением общих оснований возникновения неплатежеспособности.

Примечание:

Меры по изменению организационной структуры не связаны непосредствен с восстановлением нарушенных кооперативом финансовых нормативов и также могут  применены в составе плана восстановления платежеспособности, разрабатываемого в связи с возникновением общих оснований для применения мер по предупреждению банкротства, предусмотренных ч.1, ст. 183.2, закона № 127-ФЗ.

Б. Дополнительные мероприятия.

5.5. Разработка дополнительных мер по контролю

5.5.1. Разработка и представление органам управления на еженедельной основе управленческой отчетности. В связи с повышенной интенсивностью осуществляемых операций многие кооперативы, наряду с автоматизированными системами бухгалтерского учета, применяют и системы управленческой отчетности, формирующие отчетные показатели в более интенсивном ежедневном режиме.

Как оговорено письмом ГУРМ и МФД Банка России от 9.03.2017 № 56-2-3/4002, «требование по их (финансовых нормативов) соблюдению носит непрерывный характер и финансовые нормативы должны соблюдаться на ежедневной основе». Поэтому в целях восстановления и соблюдения финансовых нормативов, применяемые для их расчета показатели должны приниматься по данным бухгалтерской отчетности (ОСВ) на начало каждого операционного дня, что позволяет контролировать соблюдение расчетных значений финансовых нормативов в ежедневном режиме.

Повышенная интенсивность иных показателей управленческой отчетности актуальна, например, для раннего выявления проблемных займов, своевременного применения профилактических мер, предупреждающих дальнейшее развитие просрочек и пр.

5.5.2. Разработка внутренних документов КПК по определению группы риска заемщиков.. Анализ предшествующего опыта работы кооператива (или аналогичных кооперативов) позволяет выделить такие критерии благонадежности заемщика, как соответствие заявленных им финансовых потребностей, уровню его платежных возможностей, очевидная мотивация в получении и использовании займа, предшествующая кредитная история, в т.ч. истории участия в организуемой кооперативом финансовой взаимопомощи  и пр. Отклонение от этих критериев индицирует повышенные риски и требует более внимательного отношения к оценке поданной заемщиком кредитной заявки и к контролю за условий полученного им займа.

Примечание

Поскольку, как правило, кооператив организует финансовую взаимопомощь в социальных группах с умеренными доходами, низкий уровень платежеспособности не является самостоятельным основанием для отнесения пайщика к повышенному уровню риска.

Превентивная оценка риска пайщика направлена на минимизацию угрозы последующего возникновения проблемной задолженности и увеличения непродуктивных расходов кооператива, в том числе расходов на формирование РВПЗ. Применительно к задачам восстановления нарушенных нормативных соотношений и последующего соблюдения финансовых нормативов, этот компонент актуален для  нормативов ФН7 и ФН8, в расчете которых участвуют показатели задолженности по займам, взвешенные без учета сформированного резерва на возможные потери по займам. 

5.5.3. Разработка скоринга методики по выдаче займов. По своей сути и по вероятному результату этот компонент системно связан с предыдущим и обеспечивает условия для снижения как текущих операционных расходов кооператива, так и расходов, связанных с администрированием просрочек и резервированием возможных потерь по займам. В целом это способствует общему восстановлению платежеспособности кооператива и также опосредованно связано с восстановлением соотношений, регламентируемых нормативами ФН7 и ФН8.

5.5.4. Создание широкой линейки продуктов для различных категорий заемщиков позволяет диверсифицировать портфель займов по направлениям кредитования, периодам и интенсивности погашения, типам заемщиков. В свою очередь, разнообразная кредитная политика помогает более полной утилизации располагаемых кооперативом средств в обороте фонда финансовой взаимопомощи и снижению доли непродуктивно используемых активов.

 Примечание

Это направление способствует общему восстановлению платежеспособности и непосредственно не связано с соблюдением финансовых нормативов. Но ограничивая или поощряя то или иное направление кредитной политики, кооператив может управлять цикличностью портфеля, повышая в нем доли средне и долгосрочных займов. Это является инструментом регулирования норматива ФН3 (п. 5.2.3) и норматива ФН8 (п.5.2.1).    

5.6. Сокращение величины просроченной задолженности

5.6.1. Введение досудебной претензионной работы с пайщиками, допустившими просрочку по возврату займов путем:

  •  проведения личных встреч с заемщиками с целью установления причины не возврата займа и совместного определения путей его погашения с целью реструктуризации задолженности;
  • усиления работы по возврату просроченной задолженности со сроком просрочки менее 30 дней (телефонные разговоры, встречи, СМС информирование).

 Этот компонент плана восстановления платежеспособности детально описан и прокомментирован в п. 3.6.1. 

5.6.2. Взыскание просроченной задолженности в судебном порядке.

Этот компонент плана восстановления платежеспособности детально описан и прокомментирован в п. 3.6.2. 

5.6.3. Обеспечение взаимодействия со службой судебных приставов путем:

  • Совместного выхода к должникам.
  • Организации работы по взысканию залогового имущества.

Этот компонент плана восстановления платежеспособности детально описан и прокомментирован в п. 3.6.3. 

5.6.4. Уступка прав требований по просроченной задолженности.

Этот компонент плана восстановления платежеспособности детально описан и прокомментирован в п. 3.2.2. 

5.6.5. Повышение квалификации работников.

 Этот компонент плана восстановления платежеспособности детально описан и прокомментирован в п. 3.6.4. 

5.6.6. Изменение системы внутреннего контроля.

Этот компонент плана восстановления платежеспособности детально описан и прокомментирован в п. 3.6.5. 

5.6.7. Изменение внутренних документов (Учетная политика, Положение о порядке предоставления займов, Положение о порядке привлечения средств, Положение о порядке распределения доходов, Положение о порядке формирования имущества).

Этот компонент плана восстановления платежеспособности детально описан и прокомментирован в п. 3.6.6. 

Примерная форма плана мероприятий по основанию, предусмотренномуп.1, ч.1, ст. 189.2 Закона № 127-ФЗв связи с неоднократным нарушением кооперативом финансовых нормативов, приведена в приложении 2.

1 Опубликовано на сайте СРО «Содействие» по ссылке: http://sro-sodeystvie.ru/files/doc_image_copy/2672/2672.jpg

2 Опубликовано на сайте СРО «Содействие» по ссылке: http://sro-sodeystvie.ru/files/doc_image_copy/2875/2875.jpg