Порядок определения расходов по осуществлению контроля за соблюдением членами СРО «Содействие» требований федеральных законов

Утверждаю
Директор СРО «Содействие»
__________________М.Овчиян
Приказ № 1 СМ от 14.01.2018 г.

Порядок определения расходов по осуществлению контроля за соблюдением членами СРО «Содействие» требований федеральных законов, регулирующих деятельность в сфере финансового рынка, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных актов Банка России, базовых стандартов, внутренних стандартов и иных внутренних документов СРО «Содействие», в том числе путем проведения плановых и внеплановых проверок.

Анализ расходов, произведенных в целях осуществления контрольных мероприятий в 2017 году и обоснование планируемых расходов этой группы на 2018 г.

  1. Порядок определения расходов по осуществлению контроля за соблюдением членами СРО «Содействие» требований федеральных законов, регулирующих деятельность в сфере финансового рынка, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных актов Банка России, базовых стандартов, внутренних стандартов и иных внутренних документов СРО «Содействие», в том числе путем проведения плановых и внеплановых проверок1, разработан в целях адекватного отражения расходов СРО «Содействие» на проведение контрольных мероприятий в составе сметных расходов, установленных п. 2 Указания Банка России от 09.03.2016 N 3977-У «О требованиях к составлению сметы, отражающей возможность осуществления саморегулируемой организацией в сфере финансового рынка своих функций».
  2. В соответствии с разделом 3 внутреннего стандарта «Порядок проведения СРО «Содействие» проверок соблюдения ее членами требований законодательства Российской Федерации в сфере кредитной кооперации, нормативных актов Банка России, базовых стандартов, внутренних стандартов и иных внутренних документов, принятых в СРО «Содействие»»2, СРО осуществляет контроль за деятельностью кредитных кооперативов – участников посредством:
  1. Плановых проверок по основаниям п. 2, ст. 14 Закона № 223-ФЗ.
  2. Внеплановых проверок,   по поручениям Комитета финансового надзора Банка России, в связи с поступающими и направляемыми в СРО жалобами пайщиков на несоблюдение кооперативами, членами которых они являются требований законодательства, нормативных актов Банка России, базовых и внутренних стандартов, правил и иных установленных в СРО регламентов, в результате чего ущемляются права пайщиков, их гражданские и имущественные интересы. Внеплановая проверка может быть назначена СРО по инициативе самого кооператива участника, либо по согласованию с ним, для разъяснения   действующих или вновь вводимых правил и процедур регламентирующих деятельность кредитных кооперативов.
  3. Текущего мониторинга по показателям финансовой и операционной отчетности, ежеквартально представляемой кооперативами - участниками  соответствии с указаниями Банка России № 4083-У.
  1. Проверки могут быть выездными (по адресу участвующего в СРО кредитного кооператива) или дистанционными (без выезда по адресу участвующего в СРО кредитного кооператива). В целях экономии операционных расходов и благодаря внутреннему «Стандарту взаимодействия между СРО «Содействие» и КПК - членами СРО «Содействие» в системе защищенного юридически значимого электронного документооборота»3, позволяющего оперативно получать от  кооператива по запросам СРО все необходимые для проведения проверки документы и информацию,  обмениваться предварительными выводами и заключениями по результатам проверки, стратегия проведения проверок преимущественно основана на методах дистанционного контроля.
  2.  Выездные проверки могут проводиться в исключительных случаях при необходимости выявления и оценки спорных ситуаций в местах нахождения кредитных кооперативов, а также для разъяснения руководителям и сотрудникам кредитных кооперативов причин и способов нейтрализации нарушения, выявленных при проведении  дистанционных проверок, способов предупреждения нарушений, устанавливаемых в результате проверок других кооперативов.      
  3. Регулярный мониторинг показателей деятельности участвующих в СРО кредитных кооперативов, осуществляется по анализу показателей ежеквартально представляемой ими отчетности. В рамках ежеквартального мониторинга программными  средствами выявляются несовпадения связанных показателей, свидетельствующие о некорректности представленной отчетности, отклонения от установленных значений финансовых нормативов, расхождения в тенденциях, выявленных по показателям отчетности предыдущих периодов и т.д. Материалы отчетности, результаты мониторинга систематизируются в используемой СРО «Содействие» информационной системе «СРО кредитных кооперативов» и используются при проведении плановых и внеплановых проверок.   
  4. В практике СРО сложился следующий порядок кадрового обеспечения контрольных мероприятий:
  1. Все проверки,  за исключением ежеквартального мониторинга,  организуются руководителем структурного подразделения, осуществляющего контроль за деятельностью кредитных кооперативов.
  2. Плановые проверки проводятся в соответствии с планом индивидуальным предпринимателем консультантом, ответственным за проведение проверок и индивидуальным предпринимателем – консультантом или сотрудником СРО «Содействие», курирующем взаимодействие с проверяемым кооперативом. Материалы плановых проверок и их результаты проверяются Председателем правления СРО. Результаты плановых проверок рассматриваются на заседании контрольной комиссии в составе трех человек и оформляются актом.

Нормативная продолжительность плановой проверки – 1 мес. со дня поступления документов, запрошенных для проведения проверки. Фактическая продолжительность – 7-10 рабочих дней. Сокращение фактической продолжительности плановой проверки по отношению к нормируемой обусловлено типологическим сходством большинства допускаемых кооперативом нарушений, наличием разработанных СРО методических пособий по построению политик деятельности кооператива и документов, оформляющих такие политики.    

  1. Внеплановые проверки проводятся по мере возникновения необходимости исследовать предмет проверки по поступающим запросам, жалобам и обращениям на основании приказа директора. В проведении внеплановых проверок принимают участие сотрудник, СРО, ответственный за проведение внеплановых проверок, сотрудник или привлеченный консультант, курирующий взаимодействие с проверяемым кооперативом. Материалы внеплановых проверок и их результаты проверяются директором СРО. Он же оформляет ответы заявителям жалобы и в территориальное учреждение Банка России или иной надзорный орган, направивший жалобу для разрешения. Результаты внеплановых проверок рассматриваются на заседании контрольной комиссии в составе трех человек и оформляются актом.

Нормативная продолжительность проведения внеплановой проверки – 15-20 дней со дня поступления документов, запрошенных для проведения проверки. Фактическая продолжительность составляет 5-7 рабочих дней. В соответствии с п.6 «Порядок рассмотрения … жалоб и обращений физических и юридических лиц, в том числе и в отношении членов СРО «Содействие»4, общий срок проведения внеплановой проверки по жалобам и обращениям граждан и юридических лиц ограничен тридцатью днями, следующими за днем их поступления. 

  1. Ежеквартальный мониторинг деятельности кооператива по показателям его отчетности осуществляется курирующим данный кооператив сотрудником или привлеченным консультантом в режиме одного рабочего дня. Результаты мониторинга рассматриваются контрольной комиссией и оформляются актом, подписываемым членами контрольной комиссии и работником, проводившим мониторинг.      
  1. Оценка затрат на проведение контрольных мероприятий производится из  удельного уровня трудозатрат 1 человека в день. Исходя из средней заработной платы сотрудников СРО в 25 тыс. руб., стоимость одного человеко – дня оценивается в 1250 руб., а с учетом расходов на налогообложение фонда оплаты труда – 1625 руб5. Такие же ставки применяются для поденной оценки труда индивидуальных предпринимателей консультантов, привлекаемых для обеспечения контрольных функций СРО.

Исходя из приведенных норм оплаты труда сотрудников и контрактов индивидуальных предпринимателей-консультантов, и затрат времени, определенных в п. 6, расходы на проведение контрольных мероприятий распределяются следующим образом:

  1. Оплата труда руководителя структурного подразделения, осуществляющего контроль за деятельностью кредитных кооперативов – 1 час  в день на 1 контрольное мероприятие в форме плановых и внеплановых проверок (0,125 человеко/дня). При фактически проведенных в 2017 г. 86 плановых и 30 внеплановых проверках, расходы на финансирование этого компонента составят 116/8=14,5 чел/дней*1250 руб.=18 125 руб.6

 Исходя из 60 запланированных на 2018 г. очередных и 30 внеплановых проверок, расходы по этому компоненту в 2018 г. оценочно составят 7 031 руб.    

  1. Плановая проверка проводится в течение 7-10 дней двумя сотрудниками СРО. При этом сотрудник, курирующий деятельность кооператива принимает участие в проведении плановой проверки факультативно и норма его загрузки применяется с коэффициентом 0,3. Расчетное количество затрат на проведение одной плановой проверки определяется как 1250*(1,3)*7 - 1250*(1,3)*10 = 11 375 – 16250 руб. Расходы на проведение плановых проверок в 2017 г. оценочно составили 978 250 руб. В 2018 г. СРО также планирует придерживаться нижней границы диапазона расходов и оценивает общую сумму расходов на проведение 60 плановых проверок в 682,5 тыс. руб. Плановая экономия в сумме 292,5 тыс. руб. резервируется для покрытия расходов, связанных с проведением выездных проверок.  
  2. Председатель правления контролирует результаты проверки, затрачивая на это 0,5 рабочих дня. Оценочная сумма трудозатрат на проведение внутреннего контроля результатов проверки составляет 0,5*86=43 раб. дней, или, исходя из нормы оплаты труда с 50% надбавкой за квалификацию – 43*1250*150%=80625 руб. Поскольку председатель правления не получает вознаграждение за осуществление своих функций, СРО «Содействие» в 2017 г. фактически не несла эти расходы и не учитывала их в качестве компонента расходов на проведение контрольных мероприятий. Фактически образовавшаяся экономия по этому компоненту в сумме  80625 руб. резервируется для покрытия расходов, связанных с проведением выездных проверок.  

В 2018 году в связи со снижением числа плановых проверок до 60, расходы на внутренний контроль результатов проверки запланированы в сумме 56250 руб.

  1. Контрольная комиссия из трех человек рассматривает на своих заседаниях результаты и утверждает акты плановых проверок. Норма времени на рассмотрение материалов одной проверки оценивается в 20 мин. (0,04 человеко-дня). На работу контрольной комиссии по утверждению материалов 86 плановых проверок в 2017 г. было затрачено 12 900 руб. В 2018 г., в связи со снижением планируемого количества очередных проверок этот расход оценочно составит 9 тыс. руб.          
  2. Внеплановая проверка осуществляется в течение 5-10 рабочих дней силами сотрудника СРО, ответственного за проведение внеплановых проверок и  сотрудником, курирующим деятельность проверяемого кооператива, трудозатраты которого на участие в проведении проверки также оцениваются с коэффициентом 0,3. Общая сумма расходов на проведение внеплановой проверки оценивается как 1250*(1,3)*5- 1250*(1,3)*7=8125 - 11375 руб. В 2017 г. было проведено 30 внеплановых проверок. Оценочно, на обеспечение этого компонента контроля, было израсходовано 243 750 руб. Те же расходы, рассчитанные по минимальному уровню,  планируются и на проведение 30 внеплановых проверок в 2018 году. Экономия сметных ресурсов по отношению к максимальному уровню затрат в размере 97 500 руб. резервируется для покрытия расходов, связанных с проведением выездных проверок.  
  3.   Директор контролирует результаты проверки, оформляет ответы заявителям жалобы и в территориальное учреждение Банка России или иной надзорный орган, направивший жалобу для разрешения, затрачивая на это 0,1 рабочих дня. Оценочная сумма трудозатрат на проведение внутреннего контроля результатов внеплановой проверки составляет 650 руб., или 19,5 тыс. руб. в год. Расходы в таком объеме оценочно были произведены в 2017 г. и планируются на  2018 г.  
  4. Результаты внеплановых проверок рассматриваются контрольной комиссией по нормативам, описанным в п. «d». На работу контрольной комиссии по утверждению материалов 30 плановых проверок в 2017 г. было затрачено 4500 руб. Тот же уровень сметного расхода на финансирование этого компонента планируется и на 2018 г.          
  5. Расходы на проведение ежеквартального мониторинга оцениваются в 1250 рублей на составление 1 акта. В 2017 году было составлено 650 актов ежеквартального мониторинга, и оценочно израсходовано 812 500 руб.  Тот же уровень расходов планируется исполнить и в 2018 году.
  6. Результаты ежеквартального мониторинга рассматриваются и утверждаются контрольной комиссией в более интенсивном режиме, чем результаты плановых и внеплановых проверок, при совокупном затратах 0,06 человеко-дней на один акт. В 2017 году на эти цели оценочно было израсходовано 48750 руб. Тот же уровень расходов планируется исполнить и в 2018 году.
  1. Оценка пределов увеличения расходов в связи с выездными проверками.

Расходы на проведение выездных проверок закономерно увеличиваются на сумму транспортных и командировочных расходов. При этом, в зависимости от вида транспортного обеспечения применяются различные методы оптимизации расходов:

  1. При авиа перелете в удаленные места расположения кооперативов, удельный уровень транспортных расходов можно снизить за счет одновременного обследования нескольких кооперативов, расположенных в данном регионе. Так, в 2017 г. расходы в сумме 35171 тыс. руб. на поездку в Абакан были распределены между пятью обследованными хакасскими кооперативами. Удельная стоимость увеличивающая расходы на проведение проверки одного кооператива составила 7035 тыс. руб. , увеличив стоимость проверки на 61%.

С другой стороны, если в регионе вылета отсутствует значительное количество кооперативы, все транспортные расходы ложатся на увеличение стоимости выездной проверки 1-2 кооперативов. Предельный объем такого увеличения оценивается в 34 тыс. руб. (при одновременном обследовании двух кооперативов, расположенных в Приморском крае), При этом удельная стоимость проверки возрастает в 4 раза - до 45 тыс. руб.  

  1. При поездках на автомобиле в рамках одной поездки можно обследовать от 2 до 6 и более кооперативов. При этом удельная стоимость расходов на проведение проверки увеличивается в пределе от 17263 рублей (на 51%) до 40414 тыс. руб. (в 3,5 раза).

За счет экономии оценочных расходов на проведение контрольных мероприятий, резерв увеличения расходов в связи с проведением выездных проверок на 2018 год запланирован в сумме 470625 руб., или 18,3% от запланированной суммы прямых расходов на проведение контрольных мероприятий.   

  1. Принципы бюджетирования сопряженных расходов, обеспечивающих проведение контрольных мероприятий.

Оценка сопряженных расходов, обеспечивающих проведение контрольных мероприятий, проводится методом пропорционирования, путем выделения в каждой группе расходов доли, соответствующей доле расходов на проведение проверок в общем объеме сметных расходов.

В 2017 году такая доля составила 33%, а на 2018 г. планируется на уровне 32%.7

  1. Расходы на аренду офиса исполнены  в  2017 г. в сумме 1110 тыс. руб. Доля расходов этой группы, приходящаяся на обеспечение контрольных мероприятий, оценивается в 365,31 тыс. руб. В 2018 г. в связи с возможным повышением арендных и коммунальных расходов на 20%, планируемая величина этой группы расходов оценивается 428,24 тыс. руб.
  2. Почтовые расходы исполнены в 2017 г. в сумме 17 тыс. руб., из которых на расходы, связанные с проведением проверок, приходится 5,59 тыс. руб. На 2018 г. эта группа расходов планируется в сопоставимых 5,47 тыс. руб.
  3. Приходящаяся на проведение проверок плата за услуги связи составила в 2017 г. 8,23 тыс. руб., включая оплату за использование системы электронного документооборота внутри СРО в размере 2,96 тыс. руб. и сети «Internet» 1,65 тыс. руб. На 2018 г. этот компонент расходов планируется в сумме 8,04 тыс. руб.. причем оплата за систему ЭДО будет снижена за счет более мягкого тарифа при авансовой оплате оборота большего количества документов.
  4. Расходы на офисную технику и мебель, обеспечивающие проведение контрольных мероприятий, оцениваются в 2017 г. в 12,18 тыс. руб., а в 2018 – в 11,9 тыс. руб.
  5. Аналогично, на приобретение в целях осуществления контроля запасных частей и материалов в 2017 г. была оценочно израсходована 31,6 тыс. руб., а в 2018 г. этот расход составит 30,86 тыс. руб.
  6. Плата за использование при проведении проверок программного обеспечения «Консультант плюс» составила в 2017 г. 29,62 тыс. руб., а в 2018 – 28,94 тыс. руб.

Всего сопряженные расходы на проведение проверок составили в 2017 г. 453 тыс. руб. и запланированы на 2018 г. в размере 513 тыс. руб.  Общая сумма расходов на проведение контрольных мероприятий, произведенных в 2017 г. оценивается в 2736 тыс. руб. и планируется на 2018 г. в сумме 2274 тыс. руб. При этом на случай увеличения в 2018 г. расходов на проведение выездных проверок, за счет экономии регулярных расходов создается сметный резерв в размере 470,6 тыс. руб. 

  1. Все расходы по осуществлению СРО «Содействие» контрольных мероприятий производятся в рамках сметы, утвержденной общим собранием кооперативов- участников за счет вносимых кооперативами членских взносов и иных доходов от осуществляемой СРО деятельности. Проведение того или иного контрольного мероприятия не обременяет проверяемый кооператив какими бы то ни было дополнительными затратами.            

Бюджетирование расходов на проведение контрольных мероприятий

Наименование контрольной функции

Удельные трудозатраты (чел./дн.)

Удельная стоимость

Количество мероприятий

Общая стоимость

факт 2017

план 2018

факт 2017

план 2018

1

2

3

4

5

6

7

8

1.

Организация проведения проверки, обобщение результатов и их  представление на заседание контрольной комиссии сотрудником структурного подразделения

0,125 

500 

116 

90 

7250 

2 813 

2.

Плановые проверки 

2.1.

Минимально

4550 

86 

60 

390000 

273 000 

2.2.

Максимально

13 

6 500 

559 000 

390 000 

2.3.

Проверка результатов

0,5 

375 

32 250 

22 500 

2.4.

Рассмотрение результатов контрольной комиссией

0,12 

60 

5 160 

3 600 

Всего прямых расходов на проведение плановых проверок

 

 

 

 

Минимально

 

 

 

 

428 710

299 100

 

Максимально

 

 

 

 

596 410 

416 100 

3.

Внеплановые проверки 

3.1.

Минимально

3 250 

30 

30 

97 500 

97 500 

3.2.

Максимально

4 550 

136 500 

136 500 

3.3.

Проверка результатов

0,1 

650 

19 500 

19 500 

3.4.

Рассмотрение результатов контрольной комиссией

0,12 

60 

1 800 

1 800 

Всего прямых расходов на проведение внеплановых проверок

 

 

 

 

Минимально

 

 

 

 

118 800 

118 800 

 

Максимально

 

 

 

 

157 800 

157 800 

4.

Ежеквартальный мониторинг по показателям отчетности 

4.1.

Расходы на проведение мониторинга

500 

650 

650 

325000 

325000 

4.2.

Рассмотрение результатов контрольной комиссией

0,06 

30 

19500 

19500 

Всего прямых расходов на проведение ежеквартального мониторинга

 

344500

344500 

5.

Возможное увеличение расходов, в связи с проведением  выездных проверок

 

5.1.

Транспортные, командировочные и суточные расходы при авиаперелете, удельно на 1 кооператив

 

Минимально

При  одновременном обследовании 5 кооперативов

7 035 

8 442 

 

Максимально

При  одновременном обследовании 2 кооперативов

33 098 

99 294 

5.2.

Транспортные, командировочные и суточные расходы при использовании автомобиля

 

 

При  одновременном обследовании 4 кооперативов

5 888 

8 832 

 

 

При  одновременном обследовании 2 кооперативов

29 039 

43 559 

Всего прямых расходов на проведение контрольных мероприятий

 

 

 

 

Минимально

 

 

 

 

899 260 

1 038 213 

 

Максимально

 

 

 

 

1 105 960 

921 213 

 

Резерв увеличения расходов в связи  с проведением выездных проверок

 

 

 

Минимально

 

 

 

 

7 035 

8 442 

 

Максимально

 

 

 

 

33 098 

470 625 

Итого прямых расходов на проведение контрольных мероприятий с учетом резерва

 

 

Минимально

 

 

 

 

906 295 

1 046 655 

 

Максимально

 

 

 

 

1 139 058 

1 391 838 

Доля в общем объеме сметных расходов

 

 

 

 

 

 

Минимально

 

 

 

 

12%

14%

 

Максимально

 

 

 

 

15%

12%

 

В среднем

Применяется для оценки сопряженных расходов методом пропорционирования

13%

13%

6.

Сопряженные расходы, связанные с проведением проверок

 

 

 

6.1.

Аренда офиса

 

 

 

 

147 848,11 

173370 

6.2.

Почтовые расходы

 

 

 

 

2 264,34 

2210 

6.3.

Плата за услуги связи, в т.ч.:

 

 

 

3 329,91    

3250

а.

Оплата за использование системы электронного документооборота

1198,77

2090 

б.

Оплата за доступ в сеть Internet

 

 

 

665,98

650 

6.4.

Офисная техника и мебель

 

 

 

4928,27

4820 

6.5.

Запасные части и материалы

 

 

 

12786,86

12490 

6.6.

Программное обеспечение "Консультант плюс"

 

 

11987,68

11710

6.7.

Прочее

 

 

 

91065

 

 

Всего сопряженных расходов

 

 

 

274210

207850 

 

Всего расходов на проведение контрольных мероприятий

 

 

 

 

Минимально

 

 

 

 

1173470

1254505 

 

Максимально

 

 

 

 

1380170 

1599688 


1 При дальнейшем изложении – «Порядок»

2 Опубликован на сайте СРО «Содействие» по ссылке: http://sro-sodeystvie.ru/info/docum/docum-1813/page-1819;  

3 Опубликован  на сайте СРО «Содействие» по ссылке: http://sro-sodeystvie.ru/info/docum/docum-3025;

4 Опубликован на сайте СРО «Содействие» по ссылке: http://sro-sodeystvie.ru/info/docum/docum-2322/page-2328;

5 В расчет расходов на проведение контрольных мероприятий не включаются расходы на оплату социальных налогов, которые учитываются в составе общих административных расходов.   

6 Норма п. 3, ч.3, ст. 36 Закона № 190-ФЗ, обязывающая СРО создать структурное подразделение, осуществляющее контроль за деятельностью членов СРО утратила силу. В связи с этим в устав СРО планируется внести изменения, упраздняющие такое подразделение в структуре СРО «Содействие».  С принятием устава в новой редакции функции по организации контрольных мероприятий будут осуществляться в рамках общего административного делопроизводства, что позволит исключить этот компонент расхода на проведение проверок. В план включены оценочные расходы на первую половину 2018 г. до утверждения общим собранием новой редакции устава, упраздняющей данное структурное подразделение. 

7 Снижение доли объясняется сокращением планируемого количества проверок и связанным с этим некоторым снижением расходов на их проведение.