О проекте указаний Банка России «Об отчетности некредитных финансовых организаций, осуществляющих операции с денежными средствами»

Дата: 
12.02.2015

В последние дни активизировались тревожные ожидания в связи с публикацией на сайте Банка России Проекта указания «Об отчетности некредитных финансовых организаций, осуществляющих операции с денежными средствами». Указанием предполагается ввести ежемесячный режим отчетности кредитных кооперативов по 21 кодифицированной группе осуществляемых операций (некоторые из которых осуществляются кооперативами эпизодически или вообще неактуальны).  В связи с этим мы получаем множество эмоциональных оценок, что «задавили отчетностью», «придется нести дополнительно непомерные расходы», «не хватит времени для работы с пайщиками» и т.п. Распространяется инициатива направлять обращения в Банк России с просьбой отложить вступление в силу указания. Конечно, переживать и писать обращения это право каждого, но давайте попробуем разобраться в существе вопроса.

Издержки связаны с кодификацией используемой кооперативами программы бухгалтерского учета. Подавляющая масса кооперативов использует программу 1-С. Как мне пояснил провайдер, для пользователей программ 1С издержки связаны исключительно с затратами на внедрение - доработку программы, связанную с систематизацией и формированием отчетных данных по группам кодифицируемых операций. Если это делать индивидуально, то затраты будут достаточно высоки от 10 до 20 тыс. руб., плюс дополнительные затраты на исправление выявленных ошибок. Порядок этих затрат как правило сопоставим с первоначальными. Поэтому такую доработку рациональнее всего делать централизованно. В этом случае, удельные расходы кооператива приблизительно оцениваются в 2-3 тыс. руб., с учетом возможных дополнительных затрат на устранение ошибок при внедрении и доработке системы.

Отдельная статья расходов – это оформление усиленной электронно-цифровой подписи для передачи отчетности в ЦБ. Но, во-первых, многие уже оформили ЭЦП, а тем, кто это не сделал, придется потратить 5-7 тысяч на оформление унифицированной ЭЦП, которой модно заверять и сообщения в налоговую и в ЦБ и в Росфинмониторинг. 

Пользователям программ 1С также не потребуется проходить специальное обучение.  Достаточно краткого инструктажа и наличия инструкции пользователя. Все это можно организовать в удаленном режиме, посредством вебинаров или консультационных сессий. 

Также новые режимы отчетности не потребуют увеличения численности персонала. Какими трудозатратами можно оправдать увеличение численности сотрудников для того чтобы раз в месяц нажать на клавишу компьютера и отправить сформированную сводную отчетность в Банк? Подчеркиваю – не по каждой операции, а по сумме осуществленных операций каждого вида.  Во всяком случае, это равнозначно направлению информации в Росфинмониторинг или отчетов в налоговую, а отчеты в БКИ, гораздо более затратные по объему и интенсивности, но никто в связи с этим привлекал дополнительных сотрудников.  

Таким образом, проект указания не создает, на мой взгляд, никаких существенных обременений для кооперативов. Новые режимы отчетности вполне могут быть освоены нами в течение 1-2 мес., после вступления указания в силу, т.е в пределах предполагаемых сроков внедрения.

Итак, из негативов только весьма умеренные расходы и некоторые дополнительные трудозатраты, характерные для этапа внедрения.  

Теперь о позитиве.

1. Указание вводится в целях контроля соблюдения законодательства ПОД/ФТ малыми небанковскими финансовыми организациями, где объективно более высока вероятность нарушений, нежели в жестко контролируемых банковских структурах. Это уже оформлено официально, поскольку кооперативы и МФО отнесены к группе организаций, характеризующихся повышенным риском легализации доходов. Если  нечего скрывать, то к чему противостоять вводимым режимам отчетности? Возможно, это поможет снизить изначально подозрительное отношение и произвол к кооперативам и МФО со стороны обслуживающих их банкам.

2. Контроль в соответствии с указанием строится на статистическом обобщении ежемесячно предоставляемой кооперативами отчетной информации, оценке регулярного уровня объемов и интенсивности осуществляемых операций, индикации возможных отклонений от этого уровня, дающих основания банку для подозрений и проведения проверок. Очевидно, такой режим контроля предпочтительнее тотальных и формальных проверок ПВК, которым систематически подвергаются все кооперативы. Конечно, одно не исключает другого, но представляется что внедрение базы для избирательного контроля при  наличии на то оснований, со временем сведет на нет формальные проверки.

3. Указание способствует повышению культуры и совершенствованию дисциплины отчетности, что актуально для многих кооперативов, ограничивающихся исполнением обязанности ведения бухучета, не формирующих и не анализирующих управленческую отчетность.         

Конечно, указание только одно из ряда тех, которые по мнению многих, усложняют нашу жизнь. Но, во-первых, легкой жизни никто и не обещал, а во вторых более рационально расценивать это не как новые проблемы, а как на дополнительные регламентации нашей деятельности, что в конечном счете будет всем на пользу.

С уважением,
М. Овчиян