О проверках прокуратуры

Дата: 
11.04.2015

Уважаемые коллеги, добрый день.

Вчера мы разослали информацию с просьбой сообщить о количестве и результатах проверок, проведенных в отношении  Ваших кооперативов. Это связано с тотальными проверками кооперативов, проводимыми органами прокуратуры в различных регионах. Мы попробовали в первом приближении оценить правомочность такого рода проверок и нашли следующие основания, доказывающие, что они проводятся с нарушением закона:

1. Частью 2, ст. 21, Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что «при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы». В соответствии со ст. 5 Закона № 190-ФЗ, регулирование деятельности кредитных кооперативов осуществляется Банком России. В функции регулирования включены и надзор за деятельностью СРО, а опосредованно – кредитных кооперативов (пп.6, ч. 2, ст.5) и прямой надзор за деятельностью кооперативов, число членов которых превышает 5 тыс. (пп.7, ч. 2, ст.5).

Следовательно, проводя проверки кооперативов, прокуратура подменяет Банк России, нарушая закон «О прокуратуре». 

2. Той же нормой закона № 2201-1, установлено, что «Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором». Ни одна из тотально проводимых проверок кредитных кооперативов не была мотивирована информацией о допущенных ими нарушениях.

П.3, Приказа Генпрокуратуры России от 07.12.2007 N 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» установлено, что независимо от поступления информации о нарушении законности осуществляется только «надзор за законностью правовых актов, издаваемых федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, законодательными (представительными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, военного управления, органами контроля, их должностными лицами». Кредитные кооперативы очевидно не входят в этот перечень, так что проверками Прокуратура нарушает свой же приказ.

3. Проводимые про верки не были включены в ежегодные планы проверок и опубликованы на официальных сайтах в сети Интернет, что  нарушает «Правила подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 N 489.

4. СРО, где участвуют кредитные кооперативы, не были уведомлены о проверках, что нарушает норму ч. 13, чт. 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Это только общий перечень процедурных норм, которые были нарушены. Имеющиеся в нашем распоряжении резулятивные материалы проверок изобилуют произвольным толкованием закона, применением не тех законов, изданием не соответствующих по статусу документов. Все это дает основания для судебного обжалования проводимых таким образом проверок и вынесенных по ним решениям.

Мы понимаем и разделяем разумный конформизм, когда проще не конфликтовать с прокуратурой, а исполнить предписания и устранить замечания (тем более, что они во многом они могут быть и вполне обоснованными). Но если Вы не согласны с результатами проверки и уверены в своей правоте, СРО готова оказать Вам юридическую поддержку в защите Ваших интересов, вплоть до заявления иска в Суд от своего (а не от Вашего) имени. Пп.2, ч. 3 ст. 6 Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» дает СРО такое право и мы им уже пользовались, защищая интересы наших членов.

С уважением,
М.Овчиян