ПРОТОКОЛ № 136/ПП

заседания контрольной комиссии

Ассоциации «Саморегулируемая организация «Национальное содружество кредитных кооперативов «Содействие»

г. Смоленск                                                                                                  19 октября 2020 года

10 часов 00 минут

Заседание контрольной комиссии в форме очного голосования проведено по адресу: г. Смоленск, ул. Октябрьской революции, д. 9, офис. 301.

Присутствовали:

Низохина Т.В. – Председатель комиссии,

Рублева Н.Н. – член комиссии,

Тарасова Н.В. – член комиссии

Приглашены:

директор Ассоциации М.Р. Овчиян.

Консультант, курирующий кооператив КПКГ «Забота», Столярова Виктория

Председательствует на собрании Низохина Т.В.

Ведение протокола поручено Рублевой Н.Н.

Повестка дня:

«О результатах плановой проверки Кредитный потребительский кооператив граждан «Забота» (ИНН 4253013390, ОГРН 1134253001959, юридический адрес: 654084, Кемеровская обл., г. Новокузнецк, ул. проспект Кузнецкстроевский (Центральный р-н), д. 1, помещение 116) учтённого в реестре членов ассоциации за № 496».

По запросу контрольной комиссии СРО «НСКК «Содействие» для проведения плановой проверки кооперативом предоставлен комплект документов.

Целью проведения плановой проверки является оценка соблюдения кредитным потребительским кооперативом требований законодательства Российской Федерации (включая нормативные правовые акты) и нормативных актов Банка России, в том числе в части:

  • организационных основ деятельности кредитного потребительского кооператива;
  • порядка и условий привлечения денежных средств, а также формирования фондов кредитного потребительского кооператива;
  • порядка предоставления кредитным потребительским кооперативом займов (включая потребительские займы), формирования резервов на возможные потери по займам, а также использования фондов кредитного потребительского кооператива на цели, не связанные с предоставлением займов;
  • соблюдения кредитным потребительским кооперативом финансовых нормативов;
  • организации и ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитного потребительского кооператива;
  • соблюдения кредитным потребительским кооперативом требований, установленных правилами и стандартами саморегулируемой организации.

Консультант, курирующий кооператив КПКГ «Забота», Столярова Виктория, ознакомила собравшихся с результатами проверки: «В результате плановой проверки Кооператива установлено:

1. Выявлено нарушение ч. 1 ст. 13 Федерального Закона № 402-ФЗ, п. 32 Положения, утвержденного Приказом Минфина РФ № 34н, п. 6 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 в части расхождения отчетности, представленной в СРО с внутренней отчетностью кооператива.

2. Ревизором является Хавронов Валерий Алекандрович - член правления, тем самым кооператив нарушает ч. 2 ст.23 Закона № 190-ФЗ.

3. Несоответствие сметы доходов и расходов за 2019 год официальной отчетности за 2019 год, ни оборотно-сальдовой ведомости, ни отчетности в СРО, что нарушает п.4.ст. 26 Федерального закона от 18.07.2009 N 190-ФЗ "О кредитной кооперации", п. 2.4.3 "Базового стандарта корпоративного управления кредитного потребительского кооператива" (утв. Банком России, Протокол N КФНП-44 от 14.12.2017).

4. Кооперативом нарушены требования абз. 24 счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» раздела VI «Расчеты» Инструкции, утвержденной приказом Минфина РФ № 94н, в части применения счета 76.10 не по назначению.

5. Перечень аффилированных лиц не определен ни уставом кооператива, ни иным внутренним документом, как это рекомендовано письмом ГУРМ и МФД от 20.02.2016 № 56-21/333.

6. Контрольной группой установлены нарушения внутренних документов Кооператива, а именно:

  • Оговоренный в Уставе режим созыва общего собрания пайщиков нарушает п.5 ст.18 Федерального закона от 18.07.2009 N 190-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О кредитной кооперации"; форма проведения общего собрания кооператива не соответствует п. 6 ст. 18 Федерального закона от 18.07.2009 N 190-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О кредитной кооперации»; в нарушение  п. 2, ст. 19 Закона № 190-ФЗ, Уставом не оговорены порядок избрания уполномоченных для проведения общего собрания пайщиков в форме собрания уполномоченных, порядок проведения собраний части пайщиков по избранию своих уполномоченных, срок полномочий избранных уполномоченных, возможность досрочного переизбрания уполномоченных предусматриваются уставом кредитного кооператива; порядок хранения протоколов заседаний Правления не соответствует закону ст.29 п.2 № 190-ФЗ; отсутствие информации о размере паевых взносов в Уставе нарушает п.4, ч.1, ст. 8 Закона № 190-ФЗ.
  • «Положение о порядке предоставления займов членам Кредитного потребительского кооператива «ЗАБОТА», составлено формально, не содержит информации о кредитных продуктах, а именно не отражены ни сроки, ни процентные ставки по выдаваемым займам, не указан размер платы (комиссии), других взносов, взимаемых кооперативом с пайщика при получении займа; Положением предусмотрено, что программы займов утверждаются  на Общем собрании пайщиков, а между собраниями правлением КПКГ, в нарушение п. 2 ч. 3 ст. 17, ч. 5 ст. 21  Закона 190-ФЗ; в Положении прописан компенсационный взнос за задержку займа в процентах за день, а не годовых, в нарушение ч. 1, ст. 5 Закона № 353-ФЗ.
  • «Положение о порядке и об условиях привлечения денежных средств…»,  в нарушение части 3 статьи 30 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ  «О кредитной кооперации» не содержит достаточную информацию о сберегательных продуктах, представляемых пайщикам; Положение предусматривает привлечение денежных средств своих членов на основании договоров займа, заключаемых с юридическими лицами, что противоречит названию кооператива (КПКГ), которое предполагает участие только физических лиц; В Положении не оговорено, что невостребованные пайщиком сбережения переводятся для дальнейшего учета  в составе  прочей кредиторской задолженности, что по истечении трехлетнего срока исковой давности невостребованная пайщиком сумма личных сбережений списывается с дальнейшего балансового учета и образует внереализационный доход кооператива в соответствии с п. 18, ст. 250 НК РФ.
  • «Положением о членстве в кредитном кооперативе…» оговорено, что «Членами кооператива могут быть физические лица…, проживающие на территории города Москвы и Московской области», что противоречит субъектам, прописанным в п. 1.1. Устава КПКГ: Кемеровская область, Алтайский край, Республика Алтай, Республика Хакасия, Красноярский край; Положение предусматривает членство в кооперативе юридических лиц, что противоречит названию кооператива (КПКГ), которое предполагает участие только физических лиц; Положением «О членстве…» не установлены размеры вступительного и обязательного паевых взносов, что не соответствует Федеральному закону от 18.07.2009 N 190-ФЗ (ред. от 02.12.2019) "О кредитной кооперации".
  •  «Положение о порядке формирования и использования имущества в КПК «Забота» оговаривает возможность изменения размера обязательного паевого взноса решением Правления Кооператива или внесение обязательного паевого взноса сверх установленного минимального размера, в нарушение с п.2, ч.3 статьи 17, ч. 5, ст. 21 Закона № 190-ФЗ, п. 3.4. и п.4.4. Базового стандарта совершения кредитным потребительским кооперативом операций на финансовом рынке; 
  •  В «Положении об органах КПКГ «ЗАБОТА», хранение протоколов Общего собрания  не соответствует ст. 29 п.2 № 190-ФЗ; Положением  не определен конкретный количественный состав счетной комиссии; в нарушение  п. 2, ст. 19 Закона № 190-ФЗ не оговорены порядок избрания уполномоченных для проведения общего собрания пайщиков в форме собрания уполномоченных, порядок проведения собраний части пайщиков по избранию своих уполномоченных.

7. Положение об Учетной политике в нарушение ст. 6 Федерального закона от 18.07.2009 N 190-ФЗ (ред. от 02.12.2019) "О кредитной кооперации" предполагает осуществление тех видов деятельности, которые не вправе осуществлять кооператив, и не соответствуют принципам кредитной кооперации; в нарушение ч. 5 ст. 6 Федерального закона «О бухгалтерском учете» Учетной политикой определены упрощенные способы ведения бухгалтерского учета в кооперативе; Учетной политикой не оговорено, какой именно метод учета доходов и расходов предусмотрен в кооперативе; Положение предусматривает разделы и рабочие счета, не относящиеся к статусу кредитных кооперативов.

8. Документы, формируемые кооперативом по результатам инвентаризации задолженности по займам, не обеспечивают наличие полной информации о структуре портфеля займов в зависимости от наличия и продолжительности просроченных платежей по займам. Указанный факт свидетельствует о нарушении п. 10 Указания Банка России № 3322-У в части необеспечения надлежащего оформления документов, используемых для целей расчетов резервов на возможные потери по займам.

Все это привело к нарушению требований по представлению в СРО недостоверных сведений о структуре задолженности и сформированных РВПЗ в составе Отчета о деятельности кооператива. Кооперативом нарушены п. 21, 22 Порядка составления отчетности по форме 0420820 «Отчет о деятельности кредитного потребительского кооператива» Приложения №1 к Указанию Банка России №4083-У по состоянию на 31.12.2019 и 31.03.2020, и, как следствие п.1 Указания Банка России №4083-У в части составления Отчета о деятельности кредитного потребительского кооператива не в порядке, установленном в Приложении №1 к Указанию Банка России №4083-У.

9. Кооперативом нарушена в текущих периодах предельная 60% доля дебиторской задолженности по целевым ипотечным займам, установленная п. 4.16 Базового стандарта совершения КПКГ операций на финансовом рынке. По мнению контрольной группы кооператив намеренно искажает отчетные показатели по объему дебиторской задолженности, погашаемой средствами М(С)К, выдавая крупные необеспеченные займы как потребительские. Внутренним стандартом СРО такая практика признается недобросовестной и пресекается. Приведенные косвенные показатели свидетельствуют об избыточной концентрации  кооператива на займах, погашаемых М(С)К.

10. Кооператив не организовал  обособленный учет займов, на погашение которых планируется направить средства М(С)К, что указывает на несоблюдение кооперативом обязанности вести раздельный учет дебиторской задолженности по займам, на погашение которых планируется направить средства М(С)К, установленной п. 4.15 Базового стандарта совершения КПКГ операций на финансовом рынке.

11. При анализе сайта кооператива выявлено наличие в рекламе услуг КПКГ  признаков недобросовестной рекламы,  недопустимых сведений в нарушение требований статьи 5 и статьи 28 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе», а именно: объявляя о привлечении сбережений, кооператив умолчал о том, что реклама относится к пайщикам кооператива, объявляя о ставке дохода за использование личных сбережений, кооператив умолчал об иных расходах, которые должен понести пайщик в связи с участием в кооперативе, как то: уплату вступительного, паевого и членских взносов. Наряду с указанными нарушениями п.9, ст. 3, п.1, ч.4 ст.6 «Базового стандарта защиты прав и интересов физических и юридических лиц - получателей финансовых услуг, оказываемых членами СРО в сфере финансового рынка, объединяющих КПК», это нарушает требование  п. 2 ч. 2 ст. 28  Закона № 38-ФЗ.

Ставка по привлеченным сбережениям, отраженная на сайте Кооператива не соответствует «Базовому стандарту совершения кредитным потребительским кооперативом операций на финансовом рынке», утв. Банком России, протокол от 27.07.2017 г., №КФНП-26 (Приложение №1).

На сайте кооператива имеется информация о том, что средства созданного компенсационного фонда в СРО, в случае банкротства кооператива, идут на покрытие издержек его пайщиков, создающая ложное впечатление  о надежности размещения сбережений и гарантии их возврата и нарушающая ч. 2, ч. 3 ст. 6 Базового стандарта защиты прав; ч. 1 ст. 5 Закона № 38-ФЗ, ч. 1 ст. 6 Базового стандарта защиты прав.

На главной странице сайта содержится информация с признаками нарушения ч. 1 ст. 5 П.1, ч.4, ст. 5 Закона № 38-ФЗ «О рекламе»;  ч. 2, 3 ст. 6 Базового стандарта защиты прав; ч. 4 «Порядок предоставления кредитным кооперативом ипотечных займов.

12. Денежные средства кооператива находятся на расчетном счете в «БСТ-БАНК» ОА, кредитный рейтинг данному банку не присвоен, что свидетельствует о несоблюдении финансового норматива ФН 1 и неисполнении п. 4,  Указания Банка России от 24.09.2015 N 3805-У «О порядке размещения средств резервных фондов кредитных потребительских кооперативов».

13. «Подготовка и проведение, а также оформление результатов общего собрания пайщиков от «31» декабря 2019 года не соответствует ст. 18, ст. 19, ст. 23 Федерального Закона 190-ФЗ «О кредитной кооперации», ст. 181.5., 181.2.  ГК РФ; п. 4.4.5., п.7.3.3.11. «Базового стандарта корпоративного управления…» Формальное отношение кооператива к оформлению результатов общего собрания пайщиков может привести к признанию собрания  недействительным,  и, как следствие, признание недействительным его результатов.

14. В нарушение ч. 3 ст. 21 Федерального Закона 190 ФЗ «О кредитной кооперации» в комитет по займам входит председатель и члены правления кредитного кооператива.

15. При анализе договорной документации отмечаются нарушения в структуре и содержании договорной документации, установленные Федеральным законом от 21.12.2013 N 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе); Законом 190-ФЗ «О кредитной кооперации»; Указанием Банка России от 23.04.2014 N 3240-У «О табличной форме индивидуальных условий договора потребительского кредита (займа)»; Указанием Банка России № 5350-У; П.1, ст. 861 ГК РФ; Базовым стандартом совершения операций.

16. Контрольной группой выявлено нарушение требований части 2 статьи 6 Федерального закона № 353-ФЗ к порядку расчета и (или) размеру ПСЗ, а именно членские взносы, вносимые пайщиками заемщиками по условиям получения и пользования займа не учитываются в расчете ПСЗ в причитающихся к уплате размерах и сроках.

Предоставляя недостоверную информацию о ПСЗ предоставляемых займов Кооператив продолжает вводить в заблуждение пайщиков. Это нарушает п.4, ст. 4 "Базового стандарта защиты прав и интересов физических и юридических лиц - получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих кредитные потребительские кооперативы" в связи с "искажением информации, приводящей к ...двусмысленности или иным образом, допускающей неоднозначное толкование условий финансовой услуги".

17. Кооператив нацелен на предоставление займов под материнский (семейный) капитал, это подтверждается и движением пайщиков из кооператива. Контрольной группой установлены признаки неправомерности «ускоренного оборота членства» в кооперативе, а именно: за 1 квартал 2020 года в кооператив вступили 69 пайщиков и 37 прекратили членство, что указывает на нарушение принципа добровольности выхода из кооператива, установленного п. 3, ч.3, ст. 3 Закона № 190-ФЗ, П. 18, ч.3, ст.1, ч.1, п. 3, ч.3, ст. 3 Закона № 190-ФЗ, поскольку финансовая взаимопомощь организуется не общими усилиями пайщиков, а силами и в интересах ограниченной группы «портфельных» пайщиков, описанными в п. 4 Внутреннего стандарта СРО «Содействие».

18. Контрольной  группой установлены факты некорректного расчета финансовых нормативов ФН2, ФН3, ФН4, ФН5, ФН7 и ФН8, связанных с нарушением п. 21, 22 Порядка составления отчетности по форме 0420820 «Отчет о деятельности кредитного потребительского кооператива» Приложения №1 к Указанию Банка России №4083-У,  п. 17 ПБУ 15/2008, ч. 1 ст. 10 Федерального Закона № 402-ФЗ в части регистрации данных в регистрах бухгалтерского учета, ч. 1 ст. 28 Федерального закона № 190-ФЗ

19. Контрольной  группой выявлено длящееся нарушение норматива ФН2. Неисполнение финансовых нормативов, длящееся в течение 3 отчетных периодов дает основание для применения меры по предупреждению банкротства кредитного кооператива, предусмотренное пп.1, п.1, ст. 189.2 Закона № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Предлагается составить и направить в СРО план восстановления своей платежеспособности, предусматривающий восстановление числовых значений нормативов.

Директор СРО «НСКК «Содействие» Овчиян М.Р.  добавил, что «изложенные консультантом Столярова Виктория результаты плановой проверки, констатирующие допущенные кооперативом нарушения, следует приобщить к материалам проводимого в отношении кооператива дисциплинарного производства». 

Председатель Контрольной комиссии Низохина Т.В. ознакомила всех присутствующих с материалами плановой проверки. После чего, предложила перейти к обсуждению результатов проверки и подведению итогов заседания комиссии.

На основании изложенного Контрольная комиссия постановила:

1) согласиться с выводами Столяровой Виктории и утвердить Акт по результатам плановой проверки КПКГ «Забота» от 19.10.2020;

2) консультанту, курирующему кооператив, направить Акт по результатам плановой проверки в КПКГ «Забота» по системе ЭДО;

3) секретарю контрольной комиссии передать Акт по результатам плановой проверки КПКГ «Забота» и протокол заседания контрольной комиссии для размещения на сайте СРО «Содействие».

4) секретарю контрольной комиссии направить материалы плановой проверки на рассмотрение дисциплинарной комиссии.

Председатель комиссии

Т.В. Низохина

Секретарь

Н.Н. Рублева