Письмо в Банк России о применении некоторых положений законодательства по ПОД/ФТ кредитными кооперативами и микрофинансовыми организациями

107016, Москва, ул. Неглинная, 12, Банк России
Начальнику Главного управления рынка
микрофинансирования и методологии финансовой доступности
М.В. Мамуте

Копия:
Директору департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России
Ю.А. Полупанову
107016, г. Москва, ул. Неглинная, 12

Исх. № _____ от 3.10.2015 г.

О применении некоторых положений законодательства по ПОД/ФТ кредитными кооперативами и микрофинансовыми организациями

Уважаемый Михаил Валерьевич.

В процессе проверки соблюдения законодательства по ПОД/ФТ участвующими в СРО «Содействие» кредитными кооперативами территориальными учреждениями Банка России периодически возникают ситуации, связанные с возможностью двойственного толкования проверяющими норм закона № 115-ФЗ и изданных в его развитие нормативных актов Банка России. С такими же ситуациями могут столкнуться и микрофинансовые организации, периодически обращающиеся к нам за консультационной поддержкой в составлении Правил и организации внутреннего контроля.

Поскольку п. 2.6 Положения Банка России от 15.12.2014 г. № 445­П, возглавляемое Вами Главное управление определено уполномоченным структурным подразделением центрального аппарата Банка России,  мы просили бы Вас дать разъяснения по правильному применению кредитными кооперативами и микрофинансовыми организациями установленных законодательством режимов противодействия легализации преступных доходов.

Такие разъяснения приобретают особую актуальность в связи с тем, что большинство кредитных кооперативов и микрофинансовых организаций являются малыми и микропредприятиями в критериях пп.2, п.1, ст. 4. Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и относятся к некредитным финансовым организациям группы 1, определенной приложением 1 к Положению № 445­П. Вновь введенные нормативные акты Банка России учитывают это обстоятельство и существенно более либеральны в части устанавливаемых ими требований по структуре организации внутреннего контроля, квалификационных требований, требований к обучению и пр. Но это не снимает вопросов практического применения тех или иных положений.  

С уважением,
М. Овчиян

Приложение:

Вопросы по правильному соблюдению законодательства по ПОД/ФТ кредитными кооперативами и микрофинансовыми организациями.

Вопрос 1.


Пунктом 4 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее закон № 115-ФЗ) установлен срок хранения документов «не менее пяти лет».

Вопрос:

Следуя принципу формальной определенности и конкретности внутреннего нормативного документа, каковым являются правила внутреннего контроля, будет ли считаться нарушением указанной нормы п. 4, ст. 7 Закона № 115-ФЗ, если в принятых кредитным кооперативом или МФО Правилах внутреннего контроля будет установлен конкретный срок хранения документов, свыше установленного законом минимального пятилетнего срока (например, пять, шесть, семь и т.д. лет)?

Вопрос 2.


Пунктом 1.2, ст. 7 Закона № 115-ФЗ установлено право не идентифицировать клиента, являющегося физическим лицом, при «…покупке или продаже наличной иностранной валюты на сумму, не превышающую 15 000 рублей либо не превышающую сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей…».

В силу п.п. 8, п.1, ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», ни кредитный кооператив, ни МФО ни при каких обстоятельствах не вправе совершать операции по покупке или продаже иностранной валюты.

Вопрос:

Учитывая изложенное, будет ли считаться нарушением законодательства по ПОД/ФТ, если в ПВК, принятых КПК или МФО не будет оговорено условие, разрешающее не идентифицировать пайщика (клиента) при проведении операций с  иностранной валютой в пределах сумм, ограниченных п. 1.2, ст. 7 Закона № 115-ФЗ?

Вопрос 3.


Предоставляя целевой заем на приобретение объекта недвижимости стоимостью 3 млн. руб. и выше, кооператив (или МФО), квалифицируют такую сделку как подлежащую обязательному контролю по основанию п. 1.1. ст. 6 Закона № 115-ФЗ. Как установлено пп.4, п.1, ст. 7 Закона № 115-ФЗ, информация о такой сделки представляется в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции..». В соответствии с п. 1, ст. «Договор займа считается заключенным с момента передачи денег…», т.е. операция с денежными средствами, стороной которой является кооператив (или МФО) совершается в день заключения договора займа и передачи денег.

С другой стороны, установлено п.1, ст. 551 ГК, «Переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации». Т.е. последствия, которые закон № 115-ФЗ определяет в качестве оснований для обязательного контроля возникают после государственной регистрации сделки договора продажи недвижимости, стороной которого кооператив или МФО уже не являются.  

Как определено в Постановлении Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2014 N 18АП-13926/2013 по делу N А76-20237/2013, « … обязательному контролю подлежат любые сделки с недвижимым имуществом, в том числе сделки, в которых кредитная организация не выступает стороной по договору».

Вопрос:

Является ли нарушением законодательства по ПОД/ФТ, если сообщение о предоставлении целевого займа для оплаты (полностью или в части) по договору купли продажи недвижимости стоимостью свыше 3 млн. руб., будет направлено КПК (или МФО) в течение трех дней после заключения договора займа, а не после регистрации перехода права собственности на недвижимость?

Вопрос 4


В соответствии  с п.1, ст. 22 Закона № 190-ФЗ «О кредитной кооперации», единоличным исполнительным органом кредитного кооператива является председатель правления. Уставом допускается возможность исполнения функций единоличного исполнительного органа не по трудовому договору, а по договору гражданско – правового характера, заключенного с лицом, избранным на должность Председателя правления, в статусе индивидуального предпринимателя.

В отличие от стороннего управляющего или управляющей компании, которым, на основании заключенного с ними договора, могут быть поручено осуществление функций единоличного исполнительного органа, Председатель правления избирается из числа пайщиков решением общего собрания (п.2, ст. 21 Закона № 190-ФЗ). Следовательно,  председатель правления является участником кооператива, как некоммерческой корпорации, который действует от имени кооператива на основании закона и устава, как это определено ст. 53 ГК РФ.

Руководя кооперативом, который является субъектом малого предпринимательства и отнесен к некредитным финансовым организациям, указанным в п.1, Приложения 1 к «Положению о требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (утв. Банком России 15.12.2014 N 445-П), Председатель правления, действующий в статусе ИП, возложил на себя исполнение функций ответственного сотрудника, как это допускается п. 2.1. указанного «Положения..». 

Вопрос:

Является ли нарушением законодательства по ПОД/ФТ, то обстоятельство, что функции ответственного сотрудника исполняются лицом, осуществляющим руководство кооперативом в качестве его единоличного исполнительного органа, но не являющимся штатным сотрудником кооператива?

Вопрос 5.


Ранее действовавшими Постановлениями Правительства РФ от 5.12.2005 г. № 715, от 29.05.2014 г. № 492 одним из квалификационных требований, предъявляемых к специальному должностному лицу, устанавливалось «…наличие опыта работы не менее 2 лет на должностях, связанных с исполнением обязанностей по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

В соответствии  с п. 2, 7 Закона № 115-ФЗ, п. 6 Постановления Правительства РФ от 30.06.2012 N 667 «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», руководитель кооператива (или МФО) утверждает Правила внутреннего контроля, организует и контролирует и ответственен за осуществление программ и процедур контроля и иных режимов, установленных законодательством по ПОД/ФТ.

 

Вопрос:

1.Является ли факт осуществления функций единоличного исполнительного органа организации, осуществляющей операции с денежными средствами и иным имуществом, указанной в ст. 5 Закона № 115-ФЗ в течение двух лет и более достаточным основанием, подтверждающим наличие опыта работы на должностях, связанных с исполнением обязанностей по ПОРД/ФТ?

2. Достаточны ли для подтверждения такого опыта запись в трудовой книжке о работе в должности руководителя (единоличного исполнительного органа), либо наличие договора с организацией об исполнении этих функций, длящегося в течение двух лет и более?

Вопрос 6.


Как установлено п. 2.8 Положения № 445-АП в принятых в кооперативе Правилах внутреннего контроля, в составе «Программу организации системы ПОД/ФТ» детально описаны положения о статусе, функциях, правах и обязанностях ответственного сотрудника, о функциях и полномочиях сотрудников подразделения по ПОД/ФТ (при наличии таковых)».

 Вопрос:

Следует ли дублировать этот раздел ПВК в специально разработанной должностной инструкции и ответственного сотрудника и утверждать такую одновременно с приказом о назначении ответственного сотрудника или возложении его обязанностей на руководителя КПК или МФО?