АКТ

по результатам проверки Устава кооператива

при вступлении в СРО «Содействие»

КПК «Гарант Капитал»

04.04.2019 г.                                                                                                          г. Смоленск

Во исполнение приказа директора СРО «Содействие» от 05.03.2019 г. № 13/У, Контрольной комиссией в составе:

Председателя Т.В. Кирпиченковой

и членов:

Н.В. Тарасовой, А.В. Степченкова

При участии консультанта (Плетюхова Наталия), курирующего обследуемую организацию Кредитный потребительский кооператив «Гарант Капитал» (ОГРН 1127413000120, ИНН 7413015940, зарегистрированного по адресу: 454085, Челябинская обл., г. Челябинск, ул. Кулибина, д. 5, офис 411/2 (фактически находящегося по адресу: 454085, Челябинская обл., г. Челябинск, ул. Кулибина, д. 5, офис 411/2), учтенного в реестре членов ассоциации за № 409), проведена проверка Устава кооператива.

Целью проведения проверки является оценка:

  1. Соблюдения кредитным потребительским кооперативом требований законодательства Российской Федерации (включая нормативные правовые акты) и нормативных актов Банка России.
  2. Наличие (отсутствие) в уставе кредитного потребительского кооператива положений, в том числе предусмотренных статьей 8 Федерального закона № 190-ФЗ, анализ и  их содержание на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России.
  3. Наличие положений устава кредитного потребительского кооператива, определяющие в том числе:
  • порядок и условия приема в члены кредитного потребительского кооператива (пайщики), основания и порядок прекращения членства в кредитном потребительском кооперативе;
  • порядок ведения реестра членов кредитного потребительского кооператива (пайщиков), перечень сведений, включаемых в документы, подтверждающие членство в кредитном потребительском кооперативе;
  • права, обязанности и ответственность членов кредитного кооператива (пайщиков);
  • условия о размере паевых взносов членов кредитного потребительского кооператива (пайщиков), о составе и порядке внесения паевых и иных взносов, об ответственности членов кредитного потребительского кооператива (пайщиков) за нарушение обязательств по внесению паевых и иных взносов;
  • структуру, количественный состав, порядок создания, срок полномочий и компетенцию органов кредитного потребительского кооператива, порядок принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, а также порядок обжалования решений органов кредитного потребительского кооператива;
  • порядок созыва и сроки проведения общего собрания членов кредитного потребительского кооператива (пайщиков), порядок организации подсчета голосов;
  • порядок определения размера и порядок внесения дополнительного взноса для покрытия членами кредитного потребительского кооператива (пайщиками) понесенных кредитным потребительским кооперативом убытков;
  • порядок расчетов с членом кредитного потребительского кооператива (пайщиком) при прекращении его членства в кредитном потребительском кооперативе;
  • порядок распределения доходов кредитного потребительского кооператива и выплат начислений на паевые взносы;
  • наличие в уставе кредитного потребительского кооператива положений относительно разделения полномочий между председателем (председателем правления) кредитного потребительского кооператива и директором (исполнительным директором) кредитного потребительского кооператива и порядка осуществления ими своих функций.

Результаты оценки устава кредитного потребительского кооператива учитываются при осуществлении как мониторинга текущей деятельности кооператива, так и при проведении плановых и внеплановых проверок, осуществляемых  СРО.

Исполнение функции проверки СРО «Содействие» заканчивается следующими юридическими фактами:

  1. Составление протокола контрольной комиссии по обсуждению проверяемого Устава кооператива;
  2. Утверждение акта по итогам проверки Устава кооператива.
  3. Направление проверяемой организации предписания об устранении в разумные сроки выявленных нарушений при наличии таковых.

В результате проведенной проверки установлено:

Пункт Устава

Замечания по содержанию Устава

Рекомендации

Раздел 1 п. 1.5 пп. 1.5.1, 1.5.2

В Уставе отражено право на создание филиалов и открытие представительства Кооператива, а также указание их место нахождения в приложениях к Уставу

Не стоит оговаривать в уставе право кооператива на открытие филиалов и представительств и указание их место нахождения в приложениях к Уставу. Это право и так установлено ст. 55 ГК, а указывать их в учредительных документах следует, только если филиалы и представительства действительно созданы. В соответствии с изменениями вводимыми в п. 3, ст. 55 ГК с 1.09.2014 г. сведения о филиалах и представительствах должны будут указываться в едином государственном реестре юридических лиц.

Предписывается убрать п. 1.5 пп. 1.5.1, 1.5.2 раздела 1

Раздел 2

п. 2.1

Устав оговаривает, что кооператив создан на основе членства по территориальному и социальному принципу. В этом случае, в соответствии с п. 3.13 Базового стандарта корпоративного управления, необходимо расшифровать этот принцип:

  • указать три граничащих муниципальных образования, если кооператив осуществляет свою деятельность по принципу локальной территориальной общности (обязательно для кооператива, осуществляющего свою деятельность менее трех лет с момента создания);
  • указать субъект РФ или субъект РФ – город федерального значения и граничащий с ним другой субъект РФ, если кооператив осуществляет свою деятельность по принципу региональной территориальной общности (обязательно для кооператива, осуществляющего свою деятельность более трех, но менее пяти лет с момента создания);

- указать пять субъектов РФ, входящих в состав одного, двух или трех граничащих федеральных округов, если кооператив осуществляет свою деятельность по принципу межрегиональной территориальной общности (возможно для кооператива, осуществляющего свою деятельность более пяти лет с момента создания).

Также следует обратить внимание, что Базовый стандарт корпоративного управления не предусматривает принцип социальной общности как «пайщиков имеющих умеренный доход работающих граждан, пенсионеров, студентов»  

Предписывается:

п. 2.1. раздела. 2 устава привести в соответствие с п. 3.13 Базового стандарта корпоративного управления.

Раздел 2

п. 2.2

В Уставе оговорено: «число членов кооператива (пайщиков) не может быть менее пятнадцати человек» 

Данный пункт допускает нарушение нормы,  установленной п. 2, ст. 7, гл. 2  и п.3 ст.10 Закона № 190-ФЗ.

Устав предусматривает вступление в КПК юридических лиц, однако вышеуказанный пункт ограничивает участие юридических лиц 

Предписывается:

 либо полностью перечислить минимально возможное количество пайщиков (п.2, ст.7 Закона № 190-ФЗ), либо исключить данный пункт из Устава, т.к. эта норма оговаривается Законом и подлежит исполнению в обязательном порядке.

Раздел 2

п. 2.4

п. 2.9

п. 2.10

Устав дублирует общие нормы законодательства о том, что кооператив является юридическим лицом.

Согласно ч. 5 ст. 7 Закона № 190-ФЗ, кредитный кооператив считается созданным как юридическое лицо со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Это же устанавливается ч. 8  ст. 51 ГК РФ: «Юридическое лицо считается созданным, а данные о юридическом лице считаются включенными в единый государственный реестр юридических лиц со дня внесения соответствующей записи в этот реестр».

Не рекомендуется указывать общие сведения, что «кооператив имеет баланс, печать, считается созданным с момента государственной регистрации и пр.». Это общие нормы, определяющие правоспособность любого юридического лица, в т. ч. и кооператива

Раздел 2

п. 2.5

пп. 2.5.1

Устав предусматривает предоставление займов в «натуральном» выражении

Предоставление займов производиться только в денежном выражении

Предписывается:

Убрать из раздела 2 п. 2.5 пп. 2.5.1 Устава фразу «в натуральном выражении»

Раздел 2

п. 2.3.2

Ограничения участия в деятельности Кооператива лиц, не являющихся его членами

Не понятен смысл ограничения, если Кооператив работает только с пайщиками.

Рекомендуется убрать пп. 2.3.2 раздела 2

Раздел 2

п. 2.5

пп. 2.5.6 – 2.5.15

Уставом предусмотрены виды деятельности противоречащие ст. 6 Закона № 190-ФЗ

Кооператив существенно ограничен в возможностях осуществления какой-либо иной деятельности п.1, ст. 6 Закона № 190-ФЗ. Как некоммерческая организация, Кооператив «…может осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям» п. 4 ст. 50 ГК РФ. К деятельности такого рода может относиться проведение семинаров, предоставление консультационных, информационных и иных услуг, сопряженных с участием в финансовой взаимопомощи.

Предписывается исключить из раздела 2 п. 2.5 пп. 2.5.6-2.5.15 виды  деятельности, противоречащие ст. 6 Закона № 190-ФЗ. Также исключить п. 2.5.16

Примерная редакция изложения видов деятельности приведена в п. 2.4. Стандарта СРО «Примерная форма устава кредитного потребительского кооператива».

Раздел 2 п. 2.5

пп. 2.5.4

Уставом предусмотрено предоставление денежных ссуд

Понятие ссуды применяется при передаче вещи в безвозмездное пользование и в деятельности КПК не применимо 

Предписывается убрать пп. 2.5.4 п. 2.5 раздела 2 Устава

Раздел 3

п. 3.2

Устав оговаривает, что совместно с  заявлением о вступлении в Кооператив, лицо даёт письменное обязательство соблюдать Устав и внутренние нормативные документы

Однако, кроме указанного, при возникновении правоотношений пайщика и Кооператива возможно рассмотреть целесообразность дополнения заявления:

-    подтверждением ознакомления с Уставом;

 - согласие на обработку своих персональных данных в целях соблюдения законодательства и обеспечения уставной деятельности Кооператива.

 - ознакомление со сметой доходов и расходов Кооператива, его финансовой отчетностью, отражающей текущий объем обязательств;

- согласие на предоставление в одно или несколько Бюро кредитных историй информации, а также на получение информации из Бюро кредитных историй;

- согласованный способ обмена извещениями и уведомлениями и реквизиты, по которым Кооператив будет направлять информацию в период членства пайщика в Кооперативе.

Предписывается внести изменения в раздел 3 п. 3.2 Устава, дополнив его положениями о подаче дополнительных сведений совместно с заявлением о вступлении в Кооператив.

Примерная редакция перечня сведений, подаваемых совместно с заявлением о вступлении в пайщики приведена в п. 3.2. Стандарта СРО «Примерная форма устава кредитного потребительского кооператива».

Раздел 3

п. 3.4

Раздел 4

п 4.2

Устав не оговаривает, какой именно документ, подтверждает членство лица в Кооперативе. Согласно ч. 4 ст.11 Закона № 190-ФЗ документами, подтверждающими членство в кооперативе, являются выдаваемый пайщику документ (членская книжка, книжка пайщика и т.д.).

Раздел 4 п. 4.2 дублирует раздел 3 п. 3.4

Предписывается уточнить в разделе 3  п. 3.4  Устава, какой именно документ выдаётся пайщику в подтверждение его членства в Кооперативе.

Убрать дублирующий пункт Устава 4.2 раздела 4

Раздел 3

п. 3.4 пп. 4

Устав содержит формулировку «иные предусмотренные уставом кредитного кооператива сведения». Такие сведения уставом КПК не установлены.

Предписывается: конкретизировать «иные сведения»

Раздел 3

п. 3.5 пп. 3.5.6

Уставом не определена номенклатура других прав пайщика

Предписывается уточнить в разделе 3 п.3.5 пп. 3.5.6 Устава, какие именно другие права имеет пайщик кооператива, предусмотренные Уставом

Раздел 3

п. 3.6 пп. 3.6.5

Уставом не определена номенклатура других обязанностей пайщика

Предписывается уточнить в разделе 3 п.3.6 пп. 3.6.5 Устава, какие именно другие обязанности обязан исполнять пайщик кооператива, предусмотренные Уставом

Раздел 3

п. 3.10

Устав предусматривает, «наличие у выбывающего члена Кооператива права на выдел своей доли из общего имущества Кооператива   ….»

Указанная формулировка не корректна, так как доля общего имущества Кооператива включает не только паенакопления прекратившего членство пайщика, а также деньги всего Кооператива    

Предписывается п. 3.10 раздела 3 привести в соответствие с п. 4 ст. 14 Закона № 190-ФЗ

Раздел 3

П. 3.12

Некорректная формулировка пп. 3.121 – 3.13

Уставом предусмотрены в п. 3.6 обязанности пайщика, следовательно целесообразно основания для исключения пайщика указать «неисполнение обязанностей, предусмотренных п. 3.6 настоящего Устава …….»     

Предписывается откорректировать п. 3.12 раздел 3 Устава

Раздел 5

п. 5.5

Уставом предусмотрено внесение пайщиками иных взносов, однако вид, размер и порядок уплаты не определены

Предписывается п. 5.5 раздела 5 привести в соответствие с пп.4, п.1, ст. 8 Закона № 190-ФЗ

Раздел 6

п. 6.3

пп. 6.3.1

Уставом определено, что порядок возмещения расходов органам кооператива устанавливается соответствующим Положением (каким?) 

Предписывается в п. 6.3 пп. 6.3.1 раздела 6 Устава указать наименование Положения

Раздел 8 п. 8.12

Уставом не определено количество пайщиков от которых избирается один уполномоченный 

В нарушение ч. 3, ст. 19 Закона № 190-ФЗ, п.5.2.4 Базового стандарта корпоративного управления, внутреннего стандарта СРО «Нормы представительства для избрания уполномоченных собраниями пайщиков части кооператива (кооперативных участков) для участия в общем собрании, проводимом в форме собрания уполномоченных», не определено конкретное количество пайщиков, от которых избирается один уполномоченный.

Предписывается определить уставом конкретную норму избрания уполномоченных (количество пайщиков, от которых избирается один уполномоченный).

Таблица нормы представительства приведена в п. 9.6 Стандарта СРО «Примерная форма устава кредитного потребительского кооператива».

Раздел 10

П. 10.2

 

 

 

Устав предусматривает право Председателя правления на выдачу нотариальных доверенностей

Некорректная формулировка, противоречащая деятельности кредитного кооператива и единоличного исполнительного органа. Нотариальные доверенности вправе выдавать нотариус  

Предписывается откорректировать формулировки п. 10.2 раздела 10 Устава

Раздел 11

п. 11.5.6

Устав относит к функциям правления Кооператива ведение Реестра пайщиков.

Учитывая, что Правление кооператива является коллегиальным органом, то по смысловой логике предполагается делегирование (закрепление) данной функции за кем-либо из членов Правления, либо описание процедуры внесения записей в электронный Реестр пайщиков по тексту Устава

Предписывается внести изменения в раздел 11 п. 11.5.6 Устава, исключив коллизионные положения.

Примерная редакция описания структуры, количественного состава, порядка создания, сроков полномочий и компетенции органов кооператива, порядка принятия ими решений, приведена в Разделе 9 Стандарта СРО «Примерная форма устава кредитного потребительского кооператива», либо передать право ведения реестра единоличному исполнительному органу по распоряжениям Правления.

Раздел 11

п. 11.5.18

В Уставе предусмотрено «… решение иных вопросов, отнесенных … настоящим уставом…»

Ссылка в уставе на устав неправильна. Все положения должны быть конкретизированы и содержаться в Уставе.

Предписывается конкретизировать решения в разделе 11 п. 11.5.18

Раздел 10

Раздел 12

Раздел 13

В нарушение п.6 ч.1 ст.8 Закона № 190-ФЗ не определено конкретно количество членов Правления кооператива, комитета по займам, ревизионной комиссии

Предписывается:

в разделах 10, 12, 13 Устава установить конкретное количество членов Правления кооператива, комитета по займам, ревизионной комиссии

Раздел 10

П. 10.2

Устав не содержит полный порядок избрания на должность Председателя правления

Порядок избрания на должность Председателя правления предусмотрен п. 4 ст. 22 закона № 190-ФЗ

Предписывается дополнить п. 10.2 раздела 10 Устава в соответствии с п. 4 ст. 22 закона № 190-ФЗ 

Раздел 14

п. 14.9

В Уставе предусмотрено, что директор «… осуществляет иные полномочия, предусмотренные Уставом…»

Ссылка в уставе на устав неправильна. Все положения должны быть конкретизированы и содержаться в Уставе.

Предписывается конкретизировать иные полномочия директора в разделе 14 п. 14.9 Устава

Раздел 15

п. 15.1

Имущество кооператива формируется за счет паевых и  иных взносов

Законодательством не предусмотрены «иные» взносы пайщиков, за исключением членских.

Предписывается в раздел 15 п. 15.1 исключить  выражение «иных взносов»

Раздел 19

П. 19.3

353 ФЗ от 21.12.2013 г. «О потребительском кредите (займе)» не содержит понятие «беспроцентный займ»

Предписывается убрать п. 19.3 раздела 19

Раздел 19

П. 19.6

Положения п. 19.6 раздела 19 противоречат полномочиям Председателя правления, предусмотренных п. 10.2 раздела 10

Предписывается откорректировать п. 19.6 раздела 19 в соответствии с п. 10.2 раздела 10

При приведении Устава Кредитный потребительский кооператив «Гарант Капитал»  в соответствие с действующим законодательством необходимо руководствоваться Методическим пособием «Примерная форма устава кредитного потребительского кооператива», утвержденным решением Правления от 22 июня 2016 года (протокол № 6), расположенном на официальном сайте СРО «Содействие» по ссылке http://sro-sodeystvie.ru/info/docum/docum-1609.

Результаты проверки рассмотрены и утверждены контрольной комиссией, действующей на основании пп.1, п.1. ст. 25 Закона № 223-ФЗ, устава СРО и положения о контрольной комиссии СРО «Содействие».

Т.В. Кирпиченкова – председатель

подпись подпись

А.В.Степченков

подпись

Н.В. Тарасова

подпись

Обращаем внимание, что единоличный исполнительный орган кредитного кооператива или уполномоченное им лицо в течение 5 дней с момента получения настоящего Акта и предписания (при наличии) знакомится с результатом проверки кооператива и отправляет заверенные Акт и предписание (при наличии) Почтой России (либо через систему ЭДО с электронной цифровой подписью) в СРО «Содействие». Возможные несогласия с отмеченными в актах нарушениями или несоответствиями оговариваются в акте при его подписании. В этом случае проверяемый кооператив прикладывает к акту мониторинга свои возражения и пояснения в произвольной форме (письмо с аргументацией, акт разногласий и пр.), которое становится предметом дополнительного рассмотрения и согласования между кооперативом и СРО.

СРО «Содействие» по истечении 30 дней с даты отправки кооперативу документов проверяет наличие подписанного кооперативом Акта и предписания (при наличии) в досье кооператива. При отсутствии документов контрольная комиссия СРО вправе направить материалы о дисциплинарном нарушении на рассмотрение Дисциплинарной комиссии.

С актом ознакомлен, экземпляр акта получен: «____» ____________ 2018 г.

                                                                                                                (обязательно для заполнения)

Мазурова Олеся Владимировна                                                              ________________                                   

С выводами, содержащимися в акте, согласен/не согласен                                М.П.

                                                              Ненужное зачеркнуть

/Возражения по акту проверки на «____» л. прилагаются/

 

Председатель правления КПК «Гарант Капитал»

Мазурова Олеся Владимировна                                                                                _______________

                                                                                                                                   М.П.

Скачать: